Статья опубликована в № 2847 от 06.05.2011 под заголовком: Защита за 4 млрд

История с Химкинским лесом может нанести ущерб бюджету в 4 млрд руб.

Решение Дмитрия Медведева приостановить строительство шоссе Москва – Санкт-Петербург через Химкинский лес может дорого обойтись бюджету. Как стало известно «Ведомостям», Россия должна будет заплатить концессионеру около 4 млрд руб. – или продлить с ним соглашение на 5 лет

  • Максим Товкайло,
  • Анастасия Дагаева,
  • Евгения Письменная

Концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и ООО «Северо-западная концессионная компания» (СЗКК) о строительстве с 15-го по 58-й км платной автодороги между Москвой и Санкт-Петербургом было подписано в июле 2009 г. Концессия рассчитана на 30 лет (до 2039 г. включительно), общий бюджет проекта – около 70 млрд руб., среди кредиторов – Сбербанк и Внешэкономбанк, около 20 млрд будет потрачено из инвестиционного фонда. Планировалось, что уже в 2013 г. дорога будет открыта.

Дорога должна пройти через Химкинский лес, против проекта выступили инициативные жители Химок, организовавшие движение «В защиту Химкинского леса». Противостояние достигло пика летом 2010 г., когда строители приступили к вырубке просеки: жители Химок и экологи митинговали, несколько молодых людей напали на администрацию Химок, в защиту леса выступили певцы Боно и Юрий Шевчук.

В августе 2010 г. президент Медведев приостановил строительство и попросил правительство проанализировать необходимость вести трассу именно через лес. Анализ не изменил маршрута, но разработаны дополнительные меры компенсации нанесенного природе ущерба.

Решение президента стало особым обстоятельством, из-за которого СЗКК как концессионер не могла временно исполнять обязанности по строительству трассы, следует из письма замдиректора СЗКК Венсана Кабанна заместителю руководителя госкомпании «Автодор» (с 2010 г. отвечает за проект вместо Росавтодора) Сергею Кельбаху: СЗКК понесла потери приблизительно в 4 млрд руб. (письмо есть у «Ведомостей»).

Прежде всего из-за переноса ввода в эксплуатацию дороги доходы компании сократятся в 2013 г. на 479 млн руб., в 2014 г. – на 1,4 млрд, в 2015 г. – на 1,3 млрд. Еще 797 млн – дополнительные расходы, пишет Кабанн: 385 млн руб. на новые административно-управленческие и общехозяйственные затраты, 188 млн на обслуживание кредитов и проч.

СЗКК предлагает властям продлить сроки концессионного соглашения на 4 года и 9 месяцев, т. е. до октября 2044 г. О компенсации затрат без продления концессии в письме речи не идет, но такой вариант возможен, признают несколько близких к «Автодору» людей. По соглашению власти обязаны компенсировать концессионеру негативные последствия при наступлении особого обстоятельства либо продлив концессию, либо напрямую компенсировав финансовые потери.

«Ничего сверхъестественного не произошло: мы знали о наступлении особых обстоятельств, вот они и произошли. Все объективно и в соответствии с концессионным соглашением», – говорит Кельбах. Письмо СЗКК он считает процедурным моментом – «Автодор» информировал, что особое обстоятельство по соглашению может наступить: «Осенью мы оценивали издержки в 5–5,5 млрд руб».

«Автодор» не согласен с расчетами СЗКК объема издержек, говорит Кельбах: «По грубым оценкам, они меньше как минимум в два раза». Сейчас «Автодор» выбирает независимого аудитора, до 1 июня он должен представить расчеты. На основании заключений аудиторов «Автодора» и СЗКК (на концессионера работает Ernst & Young) будут вестись переговоры о возникших дополнительных обстоятельствах и заключении дополнительного соглашения, говорит Кельбах. Прямых обязательств государства выплачивать штраф не возникает, речь скорее будет идти о продлении срока действия концессионного соглашения, но вопрос в протяженности, отмечает Кельбах: «СЗКК запросила очень длинный срок».

Правительство не в курсе претензий СЗКК, сказал пресс-секретарь премьера Владимира Путина Дмитрий Песков: «Если они поступят, то мы будем их анализировать, исходя из условий концессионного соглашения».

СЗКК не подавала в суд, пока идет рабочий процесс анализа обоснованности требований, говорит сотрудник аппарата правительства.

«По соглашению за срыв сроков кто-то должен отвечать, поэтому СЗКК не могла не предъявить претензии», – говорит сотрудник аппарата правительства, но какое решение будет принято, он говорить отказался.

Чиновник Минтранса, как и Кельбах, уверяет, что штраф платить не планируется, а сроки продления концессии будут согласовываться.

Высокопоставленный чиновник Минфина говорит, что ему не известно о возможной уплате штрафа СЗКК из федерального бюджета.

Несмотря на переговоры по дополнительному соглашению между сторонами, в конце мая стройка начнется, обещает Кельбах: «Сейчас идет подготовка полосы, расчищаем, корчуем пни и выравниваем до 100 м полосу отвода». Защитники Химкинского леса смогли приостановить вырубку деревьев, но для этого им пришлось прыгать под работающий лесозаготовительный трактор, сообщила вчера в своем Twitter лидер движения Евгения Чирикова.

Требовать 4 млрд руб. – жуткая наглость СЗКК, возмущена Чирикова. Защитники Химкинского леса разбили лагерь на месте будущей стройки, рассказала она: «Мы физически деремся за наш лес и намерены это делать дальше».

4 млрд руб. неустойки – огромная сумма, но для наших властей это не много, считает партнер ФБК Игорь Николаев: накал страстей снят, политические цели достигнуты. Вряд ли СЗКК заплатят столько, считает он: «С ними будут жестко торговаться».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать