Россия поднялась на две позиции в рейтинге конкурентоспособности

В мировом рэнкинге конкурентоспособности швейцарской бизнес-школы IMD Россия за год поднялась на две строчки, заняв 49-е место из 59. Помогли высокие цены на нефть: улучшение платежного баланса перевесило ухудшение эффективности государства

Лидерами рэнкинга национальной конкурентоспособности – 2011, который IMD ведет с 1989 г., стали Гонконг и США (см. график на стр. 01). Россия по-прежнему уступает другим странам БРИК, она на 49-м месте. За год позиция России повысилась впервые с 2007 г. (тогда она поднималась на три ступени до 46-го места).

Рэнкинг конкурентоспособности страны строится из четырех показателей: экономическая ситуация, эффективность правительства, бизнеса, инфраструктура (см. инфографику). Каждый из них имеет равный вес и состоит из пяти критериев, которые состоят из еще более детализированных показателей (всего 331); оценка основана на статистике и опросах.

За год России удалось существенно улучшить экономику; эффективность бизнеса и состояние инфраструктуры почти не изменились, а эффективность правительства значительно снизилась. Усиление экономики произошло за счет возобновления роста ВВП (после рецессии в 2009 г.), увеличения прямых инвестиций как в Россию, так и из нее, высокого сальдо счета текущих операций и профицита торговли. В падении эффективности госуправления виновато ухудшение защиты прав собственности (данные на основе исследований), рост риска политической нестабильности, налоговой нагрузки, неравенства.

Главные факторы привлекательности России – высокий уровень образования, квалификация рабочей силы и «динамизм экономики», выяснила IMD. Но по уровню диверсификации экономики она остается на предпоследнем месте (на последнем – Венесуэла), как и по уровню коррупции (хуже – Украина). В конце списка (56–58-е места) российское госуправление и по таким показателям, как простота ведения бизнеса, открытость рынка для иностранцев, эффективность таможни и бюрократии, предотвращение нечестной конкуренции.

Получается, рэнкинг устроен так, что цены на нефть перевешивают все, резюмирует Юлия Цепляева из BNP Paribas: «Но ведь качественные изменения важнее». Увеличение конкурентоспособности России связано не только с ростом цен на нефть и газ, возражает замдиректора World Competitiveness Center IMD Сюзан Росcлет: выросли объемы торговли и приток прямых инвестиций, причем несмотря на крайне негативное восприятие бизнес-климата российскими и иностранными бизнесменами – по этим показателям Россия на последних местах, заметно ниже сопоставимых по размеру развивающихся экономик.

Отношение инвесторов к России двоякое, заметил Алексей Девятов из ФК «Уралсиб». Одни считают, что рост цен на нефть – это хорошо, они любят Россию – но это инвесторы, которые вкладывают деньги в фондовый рынок, чтобы зафиксировать прибыль. Думающие же о долгосрочных вложениях часто относятся к перспективам страны негативно, говорит Девятов: главный предмет беспокойства – незащищенность инвестиций в России.

Возвращение индекса к уровню двухлетней давности отражает реакцию на провал 2009 г., считает проректор ВШЭ Андрей Яковлев. Странно, что оценка эффективности правительства выше, чем бизнеса, говорит он: государство укрепилось в начале и середине 2000-х, но в последние годы его эффективность действительно резко упала, а эффективность частного бизнеса, по данным обследований ВШЭ, продолжала расти – чего индексы IMD почему-то не фиксируют.