Правительство вспомнило про «Тамань»

Премьер Путин считает, что новый порт на Черном море необходим, но с ним согласны не все
  • Анастасия Дагаева,
  • Александра Терентьева
Строительство грузового порта "Тамань" на мысе Железный Рог
ИТАР-ТАСС

«Нам нужно построить фактически новый порт на Тамани», – заявил в пятницу премьер Владимир Путин. По его словам, к 2015 г. мощность порта должна достигнуть 35 млн т грузов, а к 2020 г. – около 66 млн т. Что сопоставимо с крупнейшим портом страны – Новороссийском, грузооборот которого в 2010 г. составил порядка 70 млн т. Максимальная же мощность «Тамани» может составить и все 100 млн т.

«Тамань» № 1

На Таманском полуострове уже работает два порта - «Темрюк» и «Кавказ», еще один – на мысе Железный Рог – строится; он называется «Тамань» и включен в федеральную программу развития транспортной сети юга России. Предполагаемый объем инвестиций – 1 млрд евро.

В 2004 г. Минтранс заявлял, что во второй половине 2005 г. строительство порта завершится: гидротехнические сооружения взяло на себя государство, терминалы – частные инвесторы, сообщал «Интерфакс». «Таманьнефтегаз» («дочка» компании «Русский мир», частного железнодорожного перевозчика нефтеналивных грузов) стала строить терминальный комплекс по перевалке нефти, нефтепродуктов и сжиженного углеводородного газа мощностью 10,5 млн т. в год и стоимостью $300 млн.

Примерно столько же собиралась потратить компания «Тольяттиазот» на комплекс по перевалке аммиака мощностью 2 млн т. В 2004 г., когда компания уже заявила об увеличении мощности перевалки до 6 млн т, работы были заморожены «из-за противодействия со стороны администрации Краснодарского края», рассказывал ранее представитель компании. Причины оппозиции он не назвал. В ходе строительства был выявлен «ряд серьезных нарушений законодательства, строительных норм и правил», парировал региональный чиновник. После нескольких лет перепалки конфликт был улажен: «Тольяттиазот» получил все необходимые разрешения. В этом году планируется запуск первой очереди терминала. Запуск терминала «Таманьнефтегаз» несколько раз переносился; он не эксплуатируется до сих пор.

«Тамань» № 2

О каком же новом порте на Тамани заявил Путин? Речь идет о сухогрузном районе уже существующего порта, объяснил гендиректор ФГУ «Ространсмодернизация» (куратор строительства) Игорь Фрейдин. Этот район будет расположен на одном из мысов - Панагия или Тузла – по соседству с мысом Железный Рог. Оба варианта довольно затратны: если Панагия, то потребуется возведение гидротехнических и оградительных сооружений; если Тузла – понадобятся дноуглубительные работы и дальнейшее поддержание дна в надлежащем состоянии, рассказывал ранее заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк. Надо выбрать, какой из вариантов пригоден с точки зрения экономической целесообразности.

Сейчас как раз идут изыскательские и проектные работы, которые должны завершиться в 2012 г., говорит Фрейдин, и сразу на следующий год начнется стройка, ее завершение ожидается в 2018 г. А пока ведутся переговоры с инвесторами, добавляет он, - в частности, с Объединенной зерновой компанией, «Металлоинвестом», «Уралкалием», СУЭК, Globalports и проч. По словам Фрейдина, частные инвестиции могут составить 100 млрд руб., государственные – 50 млрд руб. Пока с компаниями подписаны лишь рамочные соглашения – конкретных условий нет. СУЭК «тщательно прорабатывает возможность участия [в развитии порта «Тамань»]», отметил ее представитель. «Уралкалий» заинтересован в том, чтобы развивать собственное портовое хозяйство на юге России – сейчас часть продукции отгружается через Николаевский порт на Украине, говорит представитель компании. Его коллега из «Металлоинвеста» указывает, что по мере увеличение производства руды перед компанией будет стоять вопрос развития логистики, поэтому рассматривается вариант строительства терминала в Тамани мощностью 10-12 млн т.

А нужен ли порт?

Новый порт на юге необходим: мощности существующих на пределе, говорит заместитель министра транспорта Андрей Недосеков. Так, у Новороссийска ограничены возможности для развития – максимально он может нарастить грузооборот до 100 млн т и к тому же фактически расположен в черте города. Перевалку «грязных» грузов типа минеральных удобрений и угля из Новороссийска уберут в Тамань, отмечает чиновник.

Потенциал Новороссийска не исчерпан, категоричен менеджмент Новороссийского морского торгового порта (НМТП): главная задача – это улучшение автомобильных и железнодорожных подходов к порту, а эта транспортная проблема актуальна для всех портов Черноморского побережья. Строительство порта «Тамань», в принципе, нецелесообразно, так как потребует в разы больших инвестиций, чем планирует сейчас государство – 120-150 млрд руб., без учета частных инвестиций, уверен советник исполнительного директора НМТП Александр Халезин (цитата по «Интерфаксу»). По его словам, государству гораздо выгоднее развивать существующую инфраструктуру НМТП, чем строить новый порт, новую дорожно-транспортную сеть и прочую необходимую инфраструктуру: удельная доля капвложений государства в «Тамань» – 1300 руб. на тонну условного груза, в НМТП – 900 руб.