Статья опубликована в № 2873 от 15.06.2011 под заголовком: Формула Грефа

Греф предложил новый вариант реформ в стране

Сбербанк и Всемирный экономический форум предложили рецепт экономических преобразований «3 + 5». Он быстро выведет экономику России на новый уровень, обещают эксперты

Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал доклад о конкурентоспособности России в 2011 г. (подготовлен в партнерстве со Сбербанком). В предисловии исполнительный директор ВЭФ Клаус Шваб рекомендует доклад для российских политиков и лидеров бизнеса, чтобы они формулировали более совершенную экономическую политику и институциональные реформы.

У России есть единственный выход – повышать конкурентоспособность и создавать заделы для перехода страны на инновационный путь, отзывается в предисловии президент Сбербанка Герман Греф: «Я оптимист и верю в успешное будущее России <...> Все зависит только от своевременности и продуманности наших действий, предпринимаемых и государством, и бизнесом».

Россия – страна нереализованного потенциала, говорится в докладе: несмотря на образованное население, изобилие природных ресурсов и благоприятное географическое положение, она не демонстрирует такого роста, как другие развивающиеся экономики.

ВЭФ и Сбербанк предлагают формулу для стимулирования экономического развития России – «3 + 5»: надо развивать три преимущества и побороть пять системных недостатков. Это формула повышения конкурентоспособности, которая может принести результат «за достаточно короткое время».

Первое преимущество – ресурсы. Россия контролирует 5,6% мировых запасов нефти, 23,7% газа, 8,4% воды, 8,1% пахотных земель и 23% лесного покрова. Это, однако, не только помогает России, но и вредит: рост экспорта рождает голландскую болезнь, когда повышение курса национальной валюты снижает конкурентоспособность обрабатывающей промышленности. Цены на энергоносители останутся высокими, говорится в докладе, и использовать их рационально – основа экономического будущего. 73,1% российского экспорта приходится на полезные ископаемые.

Второе преимущество – размер внутреннего рынка. Он занимает 8-е место из 139 стран. По темпам его роста последние 10 лет Россия является одним из лидеров, уступая Китаю, но далеко опережая Индию и Бразилию. В теории большой рынок способствует росту производительности, позволяя компаниям реализовать экономию в масштабе.

Последнее преимущество – образованное население. По количественным параметрам образования страна занимает 25-е место из 139 – впереди Китая, Индии и Бразилии.

Но такая страна 20 лет демонстрирует «достаточно посредственные экономические показатели», отмечается в докладе. Почему же мы не смогли воспользоваться своими преимуществами?

По мнению авторов доклада, мешают пять недостатков. Первый – неэффективные и коррумпированные институты.

Система правил важна, потому что создает стимулы и определяет пути взаимодействия субъектов рынка. Главная задача реформирования государственных институтов – четкое определение прав собственности. По их соблюдению Россия на 128-м месте. Это влияет на инвестиционные решения: собственники не желают вкладывать ни в содержание существующей, ни в создание новой собственности.

Еще в России недоступная земля. Произвол и коррупция при сделках с ней возникают из-за недостатка конкуренции на рынках недвижимости: приватизирована и вовлечена в хозяйственный оборот лишь небольшая часть земель, в основном земля остается под контролем местных органов власти. Хуже только в Молдавии и на Украине, указано в докладе.

Самой больной темой бизнеса остаются коррупция и неправомерное влияние. В основном незаконные платежи связаны с распределением госзаказов, экспортно-импортными операциями. Топ-менеджмент российских компаний тратит более 20% времени на урегулирование вопросов в разных инстанциях. Россия борется с коррупцией, пишут авторы доклада, но Китай и Бразилия добились большего успеха.

Второй недостаток – качество образования. Советское наследие растеряно, и без значительных вложений в среднесрочной и долгосрочной перспективе это преимущество исчезнет. За последние пять лет качество образования в России снизилось, а в Индии, Китае и Бразилии повысилось, указано в докладе.

Третий недостаток – неэффективные рынки. Здесь трудно добиться быстрого успеха. Растет роль государства в экономике. В отличие от Китая, Индии и большинства стран ОЭСР на российских рынках доминирует несколько крупных компаний, указано в докладе. Госпредприятия пользуются даже большим покровительством государства, чем в Китае, Индии и Бразилии. Правительство регулирует цены в значительно большей мере, чем в странах ОЭСР. Россия чаще других использует командно-административные методы. Иностранные инвестиции не идут в Россию из-за госрегулирования. По прямым инвестициям Россия самая слабая среди сравниваемых стран.

Еще одна слабость – финансовый рынок. Его стабилизацию надо выделять в специальное направление, чтобы обеспечить бизнесу доступ к финансированию. Эффективность банков «довольно низкая с точки зрения операций», говорится в докладе.

Последний недостаток – микроэкономический: качество работы компаний. В России доминируют продукты с относительно низкой добавленной стоимостью, большинство компаний не работает на последующих этапах цепочки создания стоимости.

«Доклад системный, вроде бы ничего нового, но точно подмечена логика необходимых преобразований», – хвалит чиновник аппарата правительства. Он полагает, что формула «вполне может лечь в логику обновления» концепции долгосрочного развития до 2020 г., над которой сейчас работают эксперты. Греф в начале 2000-х занимался логикой преобразований (программа Грефа. – «Ведомости»), напоминает высокопоставленный чиновник правительства, теперь фактически предлагается формула реформ для нового электорального цикла.

Ни у одной европейской страны нет масштабной программы-2020, как в России, подметил главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков, но есть стратегия и есть текущая эффективная работа правительства. Правительство не должно cильно вмешиваться и решать, какие отрасли должны расти и кому и куда следует инвестировать, оно должно создавать эффективную среду, говорит он, главная причина – плохая институциональная среда, все остальные проблемы – лишь ее следствия.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать