Статья опубликована в № 2881 от 27.06.2011 под заголовком: Тайные покупатели

Дмитрий Медведев помог госкомпаниям спрятать закупки

Вмешательство Дмитрия Медведева привело к тому, что госкомпании смогут скрывать информацию о большей части закупок, а требования к поставщикам предъявлять любые. И обжаловать это в ФАС будет нельзя
А.Махонин

В распоряжении «Ведомостей» оказалась подготовленная ко второму чтению редакция законопроекта о закупках госкомпаний (госкорпораций), их «дочек» и «внучек». Поправки готовил комитет по строительству и земельным отношениям Думы, большая их часть – исправление недостатков, на которые указал в письме от 7 июня президент Медведев (копия есть у «Ведомостей»). Новая редакция обсуждена с министром экономразвития Эльвирой Набиуллиной, документ поддержала директор департамента министерства Ольга Анчишкина, сообщает председатель комитета Мартин Шаккум.

Прежняя редакция обязывала госкомпании разработать и опубликовать положения о закупках. Компании могли сами решать, что закупать на торгах, но правительство оставило за собой право утвердить перечень товаров и услуг, которые позволено покупать только на электронных аукционах. Долгосрочные закупочные планы с упором на высокотехнологическую продукцию госкомпании должны были публиковать в интернете – за исключением закупок менее чем на 100 000 руб. или касавшихся гостайны. Проигравшие торги могли обжаловать их в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).

Публикация информации о тендерах не должна давать преимущества конкурентам госкомпаний, написал Медведев: требование наращивать закупки инновационной продукции может привести к увеличению издержек, а обязательство проводить аукционы ущемляет конституционное право на свободу экономической деятельности.

По новой редакции можно не сообщать о тендерах менее чем на 500 000 руб., а также имеющих отношение не только к государственной, но и к коммерческой тайне, а что такое коммерческая тайна, компании решат сами. Долгосрочных планов закупок публиковать не надо – только однолетние. А пункты о наращивании закупок инновационной продукции и праве правительства обязать госкомпании проводить аукционы из документа исчезли вообще.

Под определение коммерческой тайны можно подвести большой перечень данных, считает Анна Золотарева из Института Гайдара. У госкомпании может появиться возможность засекретить закупки, согласна Анчишкина, поэтому критерии отнесения к коммерческой тайне должны регламентироваться правительством и быть едиными.

Коммерческая тайна основанием для засекречивания информации не должна быть, считает начальник управления ФАС Михаил Евраев.

«Прежняя редакция наделяла правительство правом определять перечень товаров и услуг, торги по которым госкомпании могут делать непубличными, – этого достаточно», – уверен Евраев.

В письме Медведева названы непонятными «неадминистрируемые» требования, которые заказчикам запрещено предъявлять поставщикам. В редакции ко второму чтению этот запрет пропал, а законодатель пошел дальше: в торгах теперь могут участвовать любые юридические или физические лица, но только если они соответствуют положению о закупках госкомпании.

Госкомпании смогут предъявлять участникам торгов неоднозначно понимаемые требования, это почва для злоупотреблений, опасается Евраев. Сохранился запрет на дискриминационные требования, не согласна Анчишкина, но нужно последить за применением закона.

Наконец, новая редакция законопроекта разрешает обжаловать процедуру и результаты торгов госкомпаний только в суде. Логично, речь идет о гражданских отношениях, считает Анчишкина. Сейчас закон о конкуренции разрешает обжаловать результаты торгов госкомпаний, отмечает Евраев: отобрать у участников это право – значит лишить их возможности защитить свои интересы. Административное обжалование проводится до заключения контракта, говорит Золотарева, а пока состоится суд, контракт будет и заключен, и исполнен.

Второе чтение запланировано на 29 июня, знает Шаккум. Правительство готовит заключение, сообщает представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова. Как и Анчишкина, представитель считает, что отнесение закупок к коммерческой тайне должно регулироваться правительством.

Минэкономразвития предложит вернуть норму о долгосрочных планах закупок инновационной продукции, полагает Анчишкина.

ФАС предложит не принимать закон и переработать его, говорит Евраев: «Это мечта госкомпаний и монополий – отсутствует внятное регламентирование их закупок». Не предусмотрена и ответственность за нарушение закона, добавляет он.

Законопроект облегчит процедуру закупок и позволит ускорить их проведение, комментирует представитель «Роснефти».

Закупки РЖД уже сейчас максимально прозрачны, считает представитель РЖД.

Поправки серьезно не повлияли бы на правила закупок «Аэрофлота», говорит сотрудник авиакомпании: она и так увеличивает бюджет на инновации и старается сделать процедуры максимально прозрачными. 25% закупок идет через электронную биржу, 75% – на открытом конкурсе.

В «Газпроме» от комментариев отказались.

В основе законопроекта лежала идея распространить – с некоторыми исключениями – закон о госзакупках на госкомпании, напоминает Золотарева, в нынешней редакции законопроект – профанация.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать