Новая система пошлин на нефть и нефтепродукты заработает с октября

Новая система пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов – «60–66–90» – может заработать с 1 октября. Двум пострадавшим компаниям – «Башнефти» и ТАИФ-НК – обещают компенсацию
ИТАР-ТАСС

После 10 месяцев обсуждений чиновники наконец согласовали сроки перехода к новой системе пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов. С 1 октября предельная пошлина на экспорт нефти может быть снижена с 65 до 60%, на темные и светлые нефтепродукты – унифицирована на уровне 66% от нефтяной (см. врез). Дата была определена на совещании у вице-премьера Игоря Сечина, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и сотрудник нефтяной компании. Для прямогонного и высокооктанового бензина сохранится заградительная ставка – 90%. Решение станет окончательным, когда премьер-министр подпишет постановление, осторожен один из собеседников «Ведомостей».

Принципиальное решение о новых пошлинах принято давно. На совещании в Киришах 8 июля премьер Владимир Путин поручил Минэнерго, Минэкономразвития, Минфину и ФТС согласовать введение этого режима.

Система делает более выгодным экспорт нефти и снижает рентабельность переработки. Бюджет может потерять до 40 млрд руб. в 2012 г., но возможен и вариант «выйти в ноль», рассказывал «Ведомостям» чиновник, участвующий в обсуждении режима. А Минэнерго обещало допдоходы. По оценке Банка Москвы, новая система выгодна для большинства крупных нефтяных компаний: дополнительная прибыль ТНК-ВР – $608 млн, «Татнефти» – $200 млн (по 6% от прогнозной EBITDA), «Роснефти» – $894 млн (5%), «Сургутнефтегаза» – $287 млн (4%), «Лукойла» – $360 млн, «Газпром нефти» – $165 млн (по 2%). Теряют «Башнефть» – $180 млн (6%) и ТАИФ-НК – $300–350 млн (79–92%), у которой нет добычи, а только переработка, говорит Денис Борисов из Банка Москвы. Ранее президент «Башнефти» Александр Корсик оценивал потери компании в $150 млн в год. «Башнефть» теряет за четыре года 15–16 млрд руб., ТАИФ–НК – 37 млрд, рассказывал чиновник, участвующий в совещаниях. По одному проекту, НПЗ «Танеко», серьезные потери несет и «Татнефть», замечает Борисов, – около $200 млн.

Введение новой системы пошлин затянулось из-за обсуждения вариантов компенсации, рассказывали источники «Ведомостей». Принято принципиальное решение предоставить льготы по НДПИ, говорит чиновник, участвующий в решении проблемы. Были и другие варианты, например льготные кредиты. Но льготы не помогут напрямую ТАИФ-НК, которая не добывает нефть и, соответственно, не платит НДПИ. Поэтому вместо нее скидку получит поставщик нефти – «Татнефть», говорят два чиновника: это позволит снизить цены на сырье. ТАИФу принадлежит 9% акций «Татнефти» (ранее говорил гендиректор ТАИФа Альберт Шигабутдинов). В отчетах ТАИФ-НК говорится, что «Татнефть» – их долгосрочный поставщик сырья по рыночной цене. Цены компании не раскрывают. Если они не являются взаимозависимыми, то налоговые претензии, связанные с трансфертными ценами, не должны им грозить, солидарны партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин и Галина Акчурина из ФБК.

Какими именно будут льготы, пока не решено, отмечают собеседники «Ведомостей». «Башнефть» просит обнулить НДПИ на месторождения с содержанием серы в нефти более 4,5%, говорил Корсик. Льготы могут быть предоставлены конкретным месторождениям в Татарстане и Башкирии, рассуждает один из чиновников. Дозвониться до представителя ТАИФа не удалось, представители «Башнефти» и «Татнефти» отказались от комментариев. Чтобы компенсировать потери «Башнефти», ТАИФ-НК через «Татнефть» и самой «Татнефти» по проекту «Танеко», ставку НДПИ для обеих НК нужно снизить примерно на 10%, подсчитал Борисов.

Принятие системы «60–66–90» открывает возможность для дальнейшей реформы налогообложения отрасли, введения налога на финансовый результат от добычи сначала на новых, а затем и на старых месторождениях, говорит руководитель международной налоговой практики E&Y для нефтегазового сектора Алексей Кондрашов. Если бы не новая система, пришлось бы сократить инвестиции на месторождениях Западной Сибири, считает сотрудник нефтяной компании. Но при снижении пошлины на нефть может вырасти внутренняя цена сырья, а значит, и оптовые цены на бензин, отмечает Борисов. По его расчетам, топливо может подорожать примерно на 5%. Цены могут вырасти, согласен сотрудник нефтяной компании. Оптовые цены на бензин и сейчас выше экспортного паритета, поэтому снижение экспортной пошлины на нефть не должно повлиять на стоимость топлива, считает управляющий директор IHS CERA Сергей Вакуленко.