Владимир Путин подписал половину нефтяной реформы

Правительство наконец приступило к налоговой реформе нефтяной отрасли. С 1 октября вырастет пошлина на экспорт нефтепродуктов, для нефти она должна быть снижена. А с 2015 г. вывоз мазута и нефти будет облагаться одинаковой ставкой. Компаниям придется модернизировать НПЗ, иначе отрасль может терять до $6 млрд в год
С.Портер

Представьте мне сегодня проект распоряжения правительства [о новых пошлинах]», – поручил премьер Владимир Путин своему заму Игорю Сечину в пятницу (цитата по «Интерфаксу»). Тот выполнил работу в срок. В тот же день Путин подписал постановление, которое вводит с 1 октября единую пошлину для темных и светлых нефтепродуктов – 66% от нефтяной, для бензина – 90%. Сейчас ставка для темных нефтепродуктов – 46,7%, для светлых – 67%, для бензина – те же 90%.

Вторая половина реформы пока не готова – снижение коэффициента в формуле нефтяной пошлины с 65 до 60%. Постановление будет скоро подписано, обещает пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Нужны поправки в закон о таможенном тарифе, говорит сотрудник Минэкономразвития, если их не успеют принять, формулу можно будет поменять отдельным постановлением правительства.

Вводя новые пошлины, государство снижает уровень субсидирования переработки нефти в мазут, отмечает руководитель международной налоговой практики E&Y для нефтегазового сектора Алексей Кондрашов: сейчас из-за разницы в пошлинах на нефть и темные нефтепродукты государство теряет $100–200 на 1 т переработанной нефти (в зависимости от цены). Существующая система тормозит и модернизацию НПЗ, согласен аналитик Банка Москвы Денис Борисов: в корзине нефтепродуктов доля светлых – лишь около 70%. По данным Росстата, в 2010 г. было вывезено 132,2 млн т нефтепродуктов, из них 72 млн – мазут.

Новые ставки могут принести убытки бюджету – до 40 млрд руб., хотя можно и выйти в ноль, подсчитывали в Минфине. Сечин обещает, что потерь не будет. Новая система позволит за 3–5 лет увеличить добычу прежде всего на старых месторождениях примерно на 15–25 млн т в год, говорит Кондрашов, на 20 млн т может увеличиться экспорт нефти вместо мазута, это компенсирует потери. По расчетам Борисова, экспорт нефти может увеличиться на 30–40 млн т в год, еще больше наращивать его объемы невыгодно: продажа светлых нефтепродуктов в России приносит больший доход, чем экспорт нефти.

Для проектов по нефтепереработке новая система обернется убытками в $5 млрд, в первую очередь для мини-НПЗ, говорит Борисов. Но в целом для нефтяной отрасли она выгодна, продолжает он: зарабатывают почти все крупные НК (см. таблицу), теряют «Башнефть» и ТАИФ-НК. Потери «Башнефти» за четыре года – 15–16 млрд руб., ТАИФ-НК – 37 млрд, сказал чиновник, участвующий в совещаниях. Убытки государство обещало компенсировать временными льготами по НДПИ, причем за ТАИФ-НК, у которой нет добычи, их получит «Татнефть» (см. также статью на стр. 08), рассказывали чиновники.

Впрочем, система «60-66-90» – лишь первый шаг в реформе. По постановлению правительства пошлина на экспорт темных нефтепродуктов с 2015 г. должна выравняться с нефтяной (мера была предусмотрена протоколом совещания в Киришах 8 июля). Будет ли при этом снижена пошлина на экспорт нефти, Песков и чиновник Минэкономразвития не знают, вопрос пока прорабатывается. Ее нужно снижать, уверен Кондрашов. Минэнерго в проекте реформы налогообложения нефтяной отрасли предлагает снизить пошлину на экспорт нефти, а на новых месторождениях заменить НДПИ налогом на сверхдоход.

«Выравнивание пошлин с 2015 г. демонстрирует желание государства перестать спонсировать производство темных нефтепродуктов, – говорит Кондрашов. – Но сокращение разницы между пошлиной на нефть и нефтепродукты должно быть постепенным, нужно просчитать каждый шаг, чтобы операционные потоки НПЗ не стали отрицательными». Если не изменится корзина нефтепродуктов, а также объемы экспорта нефти и топлива, отрасль будет дополнительно терять из-за выравнивания пошлин с 2015 г. по $6 млрд в год, подсчитал Борисов, в том числе и крупные компании. Даже если они увеличат экспорт нефти на 30–40 млн т, потери все равно будут высоки – около $4,8 млрд, продолжает он, в такой ситуации единственным выходом останется модернизация производства, например крекинг мазута в светлые нефтепродукты.