Медведев предъявил Обаме ультиматум

В ответ на планы НАТО и США по противоракетной обороне Россия пригрозила отказом от разоружения; угрозы не новы и вряд ли будут услышаны адресатами
Д.Гришкин

Договориться с НАТО и США по развиваемой ими противоракетной обороне (ПРО) не удается, сказал президент Дмитрий Медведев в специальном заявлении. По его словам, Россия не может смириться с ослаблением российского потенциала сдерживания и должна пойти на особые меры.

Минобороны, как заявил президент, незамедлительно введет в боевой состав радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении в Калининграде. Медведев перечислил и другие меры. При создании системы Воздушно-космической обороны страны будет усилено прикрытие объектов стратегических ядерных сил. Поступающие на вооружение стратегические баллистические ракеты будут оснащаться комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками, вооруженные силы выработают способы разрушения информационных и управляющих средств системы ПРО. И наконец, Россия может разместить на западе и на юге современные ударные системы вооружений, в том числе ракетный комплекс «Искандер» в Калининградском районе.

Это адекватные, эффективные и малозатратные меры, пригрозил президент. Но если и их не будет достаточно, то Россия оставляет за собой право отказаться от дальнейших шагов в области разоружения и право выхода из Договора об СНВ, подписанного с США в апреле 2010 г. Такое право при нарушении баланса между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями прописано в преамбуле к договору.

Назвать ответные меры Медведев пообещал после переговоров с президентом США Бараком Обамой на саммите АТЭС 14 ноября. Тогда президент убедился, что Америка не намерена предоставлять юридически обязывающих гарантий о ненаправленности ЕвроПРО против России, объясняет постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин.

Совместно работать над развертываемой системой ПРО в Европе Россия договорилась с Североатлантическим альянсом в ноябре 2010 г. на саммите в Лиссабоне. Медведев подчеркнул, что Россия не отказывается от переговоров. Они будут вестись, пока не будет пройдена точка невозврата - утверждение архитектуры ПРО в Европе, уточнил Рогозин. Архитектура может быть утверждена уже на саммите альянса в Чикаго в мае 2012 г., говорил представитель альянса.

Принципиально новых военно-технических мер в декларации президента не содержится, говорит редактор Moscow Defense Brief Михаил Барабанов: самая острая - размещение ракет «Искандер» в Калининградской области - выдвигалась еще в 2008 г. Радар системы предупреждения о ракетном нападении в Калининградской области начали строить уже давно, много лет ведется и разработка новых вариантов оснащения головных частей российских стратегических ракет наземного и морского базирования с прицелом на преодоление ПРО и об их испытаниях сообщалось в печати, говорит менеджер предприятия ракетной промышленности. По словам Барабанова, говорить об эффективности мер в военно-техническом отношении пока преждевременно: это зависит и от успехов российских разработок, и от окончательной конфигурации американской ПРО в Европе.

Обращение Медведева - попытка сделать хорошую мину при плохой игре: карты у России не очень сильные, президент как можно выше поднимает планку, чтобы иметь пространство для торговли на переговорах, но перечисленные им меры американцев не затронут (для президента Обамы отношения с Россией и проблема ПРО сейчас не входят даже в десятку важнейших), а в НАТО твердо решили создавать систему ПРО независимо от мнения России - этот вопрос один из немногих, по которому альянс демонстрирует единство, говорит директор российских и азиатских программ вашингтонского Института мировой безопасности Николай Злобин. Таким образом, выступление Медведева будет иметь больший эффект на внутренней арене, отмечает эксперт.