Путин выступил как промышленник

Кандидат в президенты премьер-министр Владимир Путин собрался создавать новую экономику. Однако тезис о «новой индустриализации» кажется экспертам не самым удачным, а заявленные цели – малореальными
В. Шарифулин/ ИТАР-ТАСС

Совершенствовать налоговую систему, подумать о защите прав собственности, а по большому счету «изменить страну» – о таких намерениях премьер заявил на съезде «Деловой России». «Говорил складно, то, что нас волнует. Пока Путин был в ЦМТ [Центр международной торговли] – верил, а когда он ушел – опять засомневался: сделает ли?» – поделился с «Ведомостями» своими ощущениями один из участников съезда.

Путин поставил амбициозную цель для страны – через пять лет войти в пятерку крупнейших экономик мира – и объявил курс на «новую индустриализацию», в результате которой должно появиться 25 млн рабочих мест, а уровень инвестиций в основной капитал – вырасти до 25% ВВП (сейчас – 20–22% ВВП). В экономику страны в ближайшие три года должно быть вложено 43 трлн руб. Но это будут не бюджетные вливания, заверил премьер, просто надо «запустить наш собственный, внутренний инвестиционный мотор». Для этого Путин пообещал создавать условия, «чтобы вкладывать в нашу экономику стало выгодно», в частности современную структуру налоговой системы.

В 2003 г. в послании Федеральному собранию Путин, который тогда был президентом, уже ставил смелую цель – за 10 лет удвоить ВВП.

«Выступление Путина не просто слова – задана траектория экономической политики на следующий срок. Надо растопить деловую среду», – объясняет чиновник аппарата правительства. Правда, траектория эта уже была задана в базовом прогнозе Минэкономразвития и итоговом докладе по корректировке стратегии до 2020 г.

Старая цель

Путин фактически признал, что будет проводить экономические реформы, он не намерен жить в инерционном сценарии, объясняет выступление главы правительства чиновник Белого дома. Что нужно делать, уже описано в итоговом докладе по корректировке стратегии 2020 г.: ориентироваться на внешний спрос, распределять ресурсы рыночным способом, существенно повысить норму сбережений и инвестиций и обеспечить макроэкономическую стабильность.

Сейчас российская экономика не соответствует условиям траектории устойчивого роста, говорится в докладе. Рост инвестиций составил 5,6% за январь – ноябрь. За 11 месяцев, по данным Росстата, в экономику было вложено 8,5 трлн руб. (с учетом инвестиционной деятельности малого бизнеса и не наблюдаемых статистикой секторов). По прогнозу Минэкономразвития, в 2011 г. инвестиции должны вырасти на 6% и составить 10,5 трлн руб.

Но заявленная Путиным цель – получить 43 трлн руб. инвестиций за три года – уже была заложена в базовом прогнозе Минэкономразвития. По нему в 2012–2014 гг. инвестиции ускоряют рост до 7,1–7,8% в год и в совокупности составят 42,2 трлн руб. Рост инвестиций будет происходить прежде всего за счет несырьевых секторов, надеется министерство: замедление инфляции и сохранение высоких цен на нефть будут способствовать росту доходов населения, вырастет потребление товаров и услуг. Правда, значительная часть этого спроса удовлетворяется за счет импорта, признают чиновники, но рассчитывают на рост конкурентоспособности отечественных товаров. В базовом прогнозе Минэкономразвития доля импорта в структуре источников покрытия роста внутреннего спроса должна снизиться с 71,8% в 2010 г. до 33,7% в 2014 г. При этом государство не будет создателем инвестиционного бума – объем госинвестиций в сравнении с докризисным периодом сокращается почти на четверть: с 3,7–3,8% ВВП до 2,9% ВВП в 2014 г.

«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», – иронично описывают суть прогноза Минэкономразвития эксперты Центра развития ВШЭ во главе с Сергеем Алексашенко. При нынешнем состоянии экономики ставка на инвестиционный подъем – не базовый, а скорее желаемый вариант прогноза, плохо сочетающийся с российскими реалиями. В первом полугодии в приросте инвестиций 44% приходилось на долю государственных капвложений, еще 40% (против докризисных 18%) – на сырьевые секторы. Снижается и доля иностранных инвестиций в капвложениях, она не достигнет докризисного уровня даже в 2014 г., считают эксперты ЦМАКП. Поэтому масштабы оживления инвестиционной активности зависят только от внутренних частных инвесторов, пишут они в докладе. Главный ограничитель таких инвестиций – нехватка собственных средств компаний, далее идет общая экономическая неопределенность и только на 3-е место опрошенные Росстатом 10 000 промышленных предприятий поставили высокую налоговую нагрузку, констатируют эксперты Центра конъюнктурных исследований ВШЭ.

Налоговый маневр

Но для бизнеса, который представляет «Деловая Россия», самым интригующим во вчерашнем выступлении премьера были как раз слова о «налоговом маневре», который должен стимулировать инвестиции в производство и «новую индустриализацию». По словам министра финансов Антона Силуанова, увеличения налогового бремени не планируется.

Правительственные эксперты видят «налоговый маневр» в повышении налогов на потребление при одновременном снижении на труд и капитал. Среди налогов на потребление они называют в первую очередь акцизы на табак и алкоголь – их предложено повысить к 2014 г. в среднем вдвое к уже заложенным в бюджете уровням. Также эксперты называют серьезное сокращение или ликвидацию льгот по НДС, повышение нагрузки на газовую отрасль, введение налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли взамен экспортных пошлин и части НДПИ (на новых месторождениях), а затем аналогичную реформу в других сырьевых отраслях. Также они предлагают на постоянной основе ввести общую ставку страховых взносов в 30% (пока принята на 2012–2013 гг.), перевести их обратно в соцналог и отдать его администрирование налоговикам.

По мнению руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, налоговая нагрузка в сырьевых отраслях должна оставаться выше, чем в среднем по экономике. Но сейчас в нефтянке изымается 70–75% добавленной стоимости, а в газовой отрасли – только 35% (в ненефтегазовом секторе – около 28%). Также есть возможность повысить нагрузку на металлургию (для этого можно отменить толлинг). Но сейчас это будут не экономические, а политические решения, замечает Гурвич.

По мнению высокопоставленного федерального чиновника, «маневр» может появиться до президентских выборов как программа нового правительства.

Недореформы

Термин «индустриализация» выбран не очень удачно, признает близкий к правительству человек, он может быть истолкован как возврат в прошлое, ведь все развитые страны давно перешли в постиндустриальную эпоху. Термин «модернизация» – более правильный, он означает модернизацию всех элементов экономики, в том числе и институтов. Термины имеют большое значение, особенно в такой период, когда делаются программные заявления, считает собеседник «Ведомостей».

Реальный экономический рост происходит на микроуровне, поэтому, чтобы ориентировать страну на этот рост, надо вплотную заняться институтами, советуют Путину эксперты в итоговом докладе по «стратегии-2020». Институциональная стратегия может быть «очаговой», а может – долгосрочной. «Очаговая» – это когда улучшается положение в конкретных зонах, снимаются наиболее препятствующие росту барьеры. Это как раз то, что сейчас обещает Путин. А долгосрочная стратегия заключается в снижении издержек предприятий, связанных с рентоориентированным поведением бюрократии и аффилированного с ней бизнеса. Для этого нужно принять общесистемные меры: в первую очередь провести амнистию осужденных за экономические преступления и пересмотреть громкие дела, реформировать Уголовный кодекс и разделить функции и полномочия различных правоохранительных органов в отношении экономической и хозяйственной деятельности. «Эти системные изменения – ключ к экономическому росту, а вчера о них Путин, к сожалению, не сказал, – говорит один из экспертов, принимавших участие в подготовке доклада. – Так что пока обрисованные реформы – недореформы, но хорошее начало».