«Рособоронэкспорт» поставит в Китай авиамоторы на $700 млн


Как сообщил «Ведомостям» человек, близкий к руководству «Рособоронэкспорта», в начале этого года госпосредник заключил с минобороны Китая контракт на поставку 140 авиадвигателей АЛ-31Ф стоимостью около $700 млн. По его словам, производить эти двигатели будет московский завод «Салют». Это подтвердил и источник в Минобороны России. Представители «Рособоронэкспорта» и завода «Салют» от комментариев отказались.

Это уже третий контракт на производство двигателей этого типа с начала 2011 г. Сперва в начале 2011 г. был заключен контракт на поставку 150 двигателей АЛ-31Ф (они используются для замены выработавших ресурс двигателей поставленных в Китай из России двухдвигательных истребителей Су-27 и Су-30, а также их китайских копий J-11 и J-16). Затем летом 2011 г. был заключен контракт на поставку 123 двигателей АЛ-31ФН (используется на истребителе J-10, разработанном в КНР с помощью Израиля и России). Осенью заключили контракт на поставку 184 двигателей Д-30 КП-2, которые нужны китайцам для замены моторов транспортных самолетов Ил-76, производства бомбардировщика H-6 и, вероятно, своего нового транспортного самолета Y-20, напоминает менеджер одного из предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Все эти контракты, включая новый контракт 2012 г., и еще неизвестные публике контракты по поставке авиадвигателей, заключенные за последние 2,5 года, оцениваются в сумму $4 млрд (что составляет порядка 10% портфеля «Рособоронэкспорта»), загрузят завод «Салют» до конца 2015 г., а сами моторы, видимо, сейчас являются главным предметом российского машиностроительного экспорта в Китай, говорит менеджер. По его словам, не исключается заключение новых контрактов на более мощные модификации двигателя АЛ-31Ф производства «Салюта» и последний контракт на 140 моторов заключен на модификацию с увеличенной тягой в сравнении с ранее поставленными моторами.

Заключение столь обширных контрактов означает, что Китай не рассчитывает на доведение до необходимого уровня собственных аналогичных двигателей как минимум до конца 2015 г., говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. А стало быть, у России есть примерно пятилетнее окно, которое она может использовать для создания двигателей нового поколения и сохранения отрыва от КНР.