Статья опубликована в № 3181 от 05.09.2012 под заголовком: Клин Путина

Путин попробует себя в роли вожака стаи выращенных в неволе стерхов

Президент Владимир Путин вслед за истребителем, бомбардировщиком и пожарным самолетом осваивает новый летательный аппарат – моторный дельтаплан. По пути на саммит АТЭС он собирается поучаствовать в спасении редкого вида журавлей – стерхов
А.Панов / ИТАР ТАСС

По дороге на саммит АТЭС во Владивосток Путин решил заехать на Ямал и, если позволит погода, принять участие в проекте «Полет надежды», рассказали «Ведомостям» несколько организаторов проекта и сотрудников администрации президента. Президенту предстоит попробовать себя в роли вожака стаи выращенных в неволе стерхов – журавлей, занесенных в Красную книгу. С середины августа журавли в сопровождении дельтапланеристов летают в районе пос. Кушеват, а в середине сентября их под предводительством опытного пилота отправят в перелет на зимовку в Среднюю Азию по заранее рассчитанному маршруту.

«Роль пилота – это роль лидера стаи. Он показывает маршрут перелета», – рассказывает Юрий Маркин, директор Окского государственного природного биосферного заповедника (Рязанская обл.). В этом заповеднике выращивают журавлей, которых затем транспортируют в Кушеват для тренировки и дальнейшей миграции (этом году шесть птенцов). Маркин знает, что Путин может приехать в Кушеват.

Автор проекта «Полет надежды», заведующий отделом биоразнообразия ВНИИ охраны природы Александр Сорокин не исключил, что Путин может поучаствовать в тренировочных полетах в качестве пилота дельтаплана. «Полетает, если сможет», – говорит он, уточняя, что для вождения дельтаплана нужны определенные навыки.

Это шоу, чтобы привлечь внимание к сохранению редких видов, считает заведующая питомником редких видов журавлей Окского заповедника Татьяна Кашенцева, которая тоже слышала об участии президента. Вылет птенцов на места зимовок, по ее словам, состоится сразу после возможного участия в тренировках президента, хотя должен был произойти раньше. «Как главный приедет, полетает», так и отправят журавлей, говорит она. Впрочем, основная причина задержки, по словам Маркина, – плохая погода.

Многое зависит от погоды, признает вернувшийся на днях из Кушевата участник проекта «Полет надежды» пилот Дмитрий Волгин: «Обсуждались разные варианты участия [Путина], все они технически непростые, поэтому во что это выльется, не известно». Он не стал отрицать, что Путин проходил специальную подготовку к полетам на дельтаплане.

Путин учился летать и посетит Ямал до саммита, подтвердил его пресс-секретарь Дмитрий Песков, отказавшись сообщать подробности пребывания президента в округе: президент сам об этом расскажет. В пятницу во Владивостоке Путин открывает пленарное заседание саммита АТЭС.

Чтобы научиться летать на мотодельтаплане, нужно заниматься примерно полгода, говорит руководитель школы «Дельтафлай» МАИ, пилот-инструктор Арсений Грицкевич. Можно и быстрее, но не меньше 2–3 недель. Надо прослушать примерно 20 часов теории и около 15 часов провести в воздухе, но рекомендуется летать до 2 часов в день.

Идея возвращения журавлей в природу при помощи дельтаплана появилась в США в 2001 г.

В 2002 г. уже в России с журавлями летал мировой рекордсмен по дельтапланеризму Анджело д’Арриго, но помешала погода. В 2006 г. опыты повторили, заменив не оправдавший себя дельталет дельтапланом с мотором, но он оказался слишком быстрым, и птенцы за ним не поспевали. В 2008 г. испытали дельтаплан, который мог держать малые скорости.

Российские ученые переняли американский опыт и разработали «Полет надежды». Всерьез проект начинается только в этом году, говорит Сорокин: «Полет до места зимовки еще никогда не планировался».

В этом году финансировать его взялось Минприроды, что позволило довести дело до конца, говорит Маркин. По его словам, представители министерства собираются в Кушеват посмотреть, как проходят тренировки (министерство на запрос «Ведомостей» не ответило). Деньги на проект дали Окский заповедник и ВНИИ охраны природы, но большую часть обеспечило Минприроды, рассказал Сорокин. Из частных компаний «Полет надежды» спонсирует «Итера». По словам ее представителя, компания «финансово поддерживает» проект с 2005 г., но расходы не раскрывает.

Стоимость проекта, по словам Сорокина, пока сложно оценить – надо довести его до конца. «Но точно меньше, чем в США», – говорит он.

Американский проект стоил $3 млн в год, которые получает от государства, фондов, спонсоров и продажи продукции с символикой проекта, сообщил участвовавший в нем российский ученый.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать