Пьяных за рулем будут сажать, любителей кефира отпустят

Госдума предлагает дифференцировать наказание для водителей в зависимости от уровня содержания алкоголя в крови начиная от 0,2 промилле
В. Матыцин/ ИТАР-ТАСС

Во вторник председатель Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин рассказал «Интерфаксу» о первых итогах работы над законопроектом о карах для пьяных за рулем. Эта работа началась после трагической гибели семерых москвичей под колесами автомобиля, заехавшего на остановку.

На расширенном заседании комитета в конце октября единороссы обозначили общие подходы к поправкам уголовного и административного законодательства. Лидер фракции Андрей Воробьев заявлял тогда, что такое нарушение (вождение в состоянии опьянения), совершенное впервые, будет караться штрафом не менее 100 000 руб., а неоднократное нарушение повлечет уголовную ответственность, даже если это не привело к жертвам. Председатель комитета по безопасности Ирина Яровая предложила вводить в статьи УК о совершении ДТП в нетрезвом виде и нижний порог наказания — пять лет лишения свободы. А первый зампред комитета Вячеслав Лысаков настаивал, что в этом случае необходимо все-таки определить окончательно допустимую норму промилле, которая не может быть нулевой чисто физиологически.

Плигин детализировал наработки коллег. "В рабочий вариант законопроекта включена статья, которая устанавливает содержание алкоголя в крови в 0,2 промилле, то есть в том случае, если в крови не больше 0,2 промилле, вопросов о состоянии алкогольного опьянения возникать не должно", - заявил он "Интерфаксу". "Сегодня на заседании рабочей группы она в порядке шутки была названа "статьей Лысакова", - добавил председатель комитета.

"В качестве основы мы взяли опыт Швеции и Норвегии, где на этот счет самые жесткие законодательные меры и действует "сухой закон" за рулем. Шведы, например, тоже хотели обнулить, но научное сообщество убедило законодателей в некорректности такого подхода", - рассказал Лысаков (здесь и далее цитаты по «Интерфаксу»).

Лысаков заверил, что возвращение в КОАП нормы о допустимом размере промилле рассчитано на возможные погрешности при проверке водителя, это решение принято при поддержке фракции "Единая Россия" и профильного комитета (по госстроительству). Впрочем, Яровая (комитет по безопасности) заявила во вторник, что по-прежнему настаивает на сохранении «сухого закона». "Еще раз подчеркну - никаких допусков здесь быть не должно", - сказала Яровая.

Того же мнения, что Яровая, придерживается главный санитарный врач Геннадий Онищенко. Против отмены «сухого закона» и в правительстве: премьер Дмитрий Медведев, по чьей инициативе это правило было введено, на прошлой неделе заявлял, что он остается при своем мнении, но не исключает, что его могут переубедить. А первый вице-премьер Игорь Шувалов на прошлой неделе по итогам совещания у Медведева говорил, что большинство участников — за сохранение нулевого промилле.

За вождение в нетрезвом виде необходимо штрафовать на стоимость среднего автомобиля и лишать прав на срок до трех лет, заявил тогда же Шувалов. Во вторник Плигин сообщил: в соответствии с законопроектом "управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, при наличии в его организме абсолютного этилового спирта в концентрации свыше 0,2 грамма на один литр крови или свыше 0,1 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, влечет наложение административного штрафа в размере 50 000 руб. с лишением права управления транспортным средством на срок от трех до пяти лет". Плигин уточнил, что срок лишения прав может быть еще скорректирован.

За отдельные виды нарушений на дорогах штрафы поднимаются в 10-30 раз. А в случае гибели двух и более человек нарушителю грозит лишение свободы на срок от 8 до 20 лет (в действующем законодательстве максимальный срок - 9 лет).

Законопроект еще дорабатывается и может быть внесен представителями всех фракций в ближайшие день-два.

Адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский не согласен с такими предложениями. По его словам, не имеет значения, какова будет допустимая норма промилле, важно другое: инструкция Минздрава о порядке освидетельствования и методики необъективны. И химики, и биологи, и медики говорят: при пародонтозе, сахарном диабете, после 20 капель корвалола у человека могут обнаружить 0,2 промилле и даже больше. В СССР инструкция состояла из 20 пунктов и была объективной: учитывалось состояние кожного покрова, запах изо рта, походка, поза Ромберга, предлагали дотронуться пальцем до краешка носа. В случае сомнения делались анализы мочи и крови.

Более того, раньше было возможно только медицинское освидетельствование, отмечает Ольшанский, а теперь же разрешено и просто освидетельствование — то есть «право гаишника подсовывать водителям грязную трубочку». И мало кто из водителей знает, что наказание предусмотрено только за отказ от медицинского освидетельствования, добавляет адвокат. Эта процедура может быть объективной только в стационаре и только совершенная врачом-наркологом.

Не согласен Ольшанский и со сроками от 8 до 20 лет лишения свободы: чем тогда по санкциям будет отличаться это убийство по неосторожности от умышленного? Одно дело — водитель, умысел которого был направлен на совершение ДТП, но не на убийство, другое - настоящий убийца, который планировал, покупал винтовку, сидел на чердаке.

И президент, и премьер неоднократно говорили, что нужно сократить тюремное население, добавляет он, они же требовали проверять законопроекты на взяткоемкость, а этот вариант очевидно усилит коррупцию. Кроме того, он вызовет масштабные протесты населения, ведь сейчас 40 млн частных автомобилей, это значит, что они есть в семьях у 100 млн россиян. «Не удивлюсь, если после принятия закона фуры перекроют дороги страны», - предупреждает Ольшанский.