Урок Путина не помог стерхам самостоятельно улететь на зимовку

Урок Владимира Путина не помог молодым стерхам самостоятельно улететь на зимовку. Пришлось задействовать и баржу, и самолет. За этими птицами больше следить не будут: нет денег на радиомаячки
А. Дружинин/ РИА Новости

Только слабые. Владимир Путин

президент России. «Не полетели только слабые журавли. И то с первой попытки. Со второй все полетели».

Шесть редких птиц – стерхов, тренировавшихся летать за дельтапланом под управлением Владимира Путина на Ямале по проекту «Полет надежды», не смогли самостоятельно добраться до места зимовки на юге Узбекистана. Вчера пресс-секретарь президента Дмитрий Песков признал, что перелет не состоялся и птиц вернули обратно в Окский биосферный заказник, где они были выращены в неволе.

Поначалу предполагалась такая схема, рассказывали «Ведомостям» организаторы проекта: из Окского заповедника стерхов доставляют самолетами на «историческую родину» – в Ямало-Ненецкий автономный округ. Там они сначала тренируются следовать за дельтапланеристами, а потом перелетают с дельтапланеристом в роли вожака клина в Белозерский заказник в Тюменской области, где соединяются со стаей диких серых журавлей и, привыкнув к ним, вместе отправляются дальше на юг – через Казахстан на юг Узбекистана.

Заведующая питомником редких видов журавлей Окского заповедника Татьяна Кашенцева признавалась «Ведомостям», что стерхов отправили на юг позже, чем планировалось, потому что дожидались Путина, который хотел с ними полетать.

Миграция стерхов на юг началась спустя три дня после их полета с Путиным, 8 сентября, рассказал один из участников проекта, но из-за сильного ветра, который не давал птицам взлетать, часть пути юные журавли преодолели на барже.

В Белозерском заказнике, куда птицы и орнитологи прибыли 19 сентября, стерхов подсадили к стае диких серых журавлей. Привыкание выращенных в неволе птиц к диким – длительный процесс, он занимает около 10 дней, сообщил автор проекта «Полет надежды», заведующий отделом биоразнообразия ВНИИ охраны природы Александр Сорокин. Из-за раньше срока выпавшего снега и неожиданных заморозков серые журавли отправились на зимовку раньше, чем ожидали орнитологи. К этому времени стерхи провели с дикими журавлями всего неделю, и не все птицы успели стать частью журавлиной стаи, а вместе с дикими птицами на зимовку полетел только один из шести путинских стерхов.

Остальные самолетом были отправлены обратно в Окский заказник. Но их путешествие не окончено: они все же должны зимовать на юге Узбекистана, воссоединившись там с дикими журавлями. Туда их доставят через несколько дней на самолетах, рассказал один из организаторов проекта.

Единственный решившийся на самостоятельный перелет стерх также не смог добраться до места зимовки. Приземлившуюся на отдых после 500-километрового перелета в Казахстане стаю атаковали собаки, рассказал вчера журналистам Песков. Дикие журавли, испугавшись, улетели, а стерха собаки едва не растерзали, но его успели отбить местные жители. Узнав о нападении на стерха на территории Казахстана, птицу приютил председатель комитета лесного хозяйства республики. «Он интуитивно понял, о каком стерхе идет речь», – пояснил Песков «Интерфаксу». Эта птица также будет доставлена в Узбекистан самолетом.

Такой сценарий не стал неожиданностью для ученых. Изначально планировалось, что только 2–3 стерха улетят с журавлями, пояснил Сорокин.

Зимой российские орнитологи планируют навестить птиц в Узбекистане. Как ожидается, весной стерхи могут вернуться в Россию, но уже самостоятельно.

То, что стерхам не удалось улететь на юг с журавлями, нельзя назвать чрезвычайным происшествием, это стечение обстоятельств, считает руководитель программы по биоразнообразию Фонда дикой природы в России Владимир Кревер. Для успешной миграции важно сочетание двух факторов: возраста птиц к моменту старта (при размножении в неволе это регулируется сроком закладки яиц в инкубатор) и погодных условий – молодым птицам помешала ранняя зима. Путин ни при чем, уверен ученый.

Директор Окского заповедника Юрий Маркин надеется, что у ученых получится и дальше отслеживать судьбу птиц – с помощью случайных свидетелей, которые будут сообщать, что видели стерхов в природе. Колец с радиопередатчиками, с помощью которых орнитологи могли бы наблюдать за их перемещениями, на стерхах нет.

В аналогичных программах США каждый такой передатчик стоит около $3000, российские аналоги дешевле, но плохого качества и быстро выходят из строя, опыт их использования в программе по сохранению стерхов в 1990-е оказался неудачным, отмечает координатор по пролетным путям стерха Боннской конвенции Елена Ильяшенко.

Если орнитологи обратятся к президенту с просьбой помочь с поиском средств на передатчики, вопрос будет рассмотрен в пределах разумного бюджета, программа и так довольно дорогая, сообщил Песков «Ведомостям». Организаторы проекта, который поддерживает Минприроды, до сих пор отказывались говорить о деньгах, но Сорокин указывал, что российский проект дешевле аналогичного американского, который обходится в $3 млн в год. Представитель Минприроды вчера не смог предоставить оперативные комментарии.

Резонанс от неудачи стерхов будет на порядок меньше, чем от впечатляющего полета с ними на дельтаплане, убежден гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров. Сейчас президент в сюжете лично не присутствует, но внимание к теме его пресс-службы подтверждает, что он не оставляет ее без присмотра, что она важна для него лично, а не для народного пиара, заключает социолог.