В самолет запретят проносить купленное в duty free спиртное

Минтранс предлагает полностью запретить пассажирам брать на борт алкоголь даже из duty free. Это существенно повысит безопасность полетов, особенно на дальнемагистральных рейсах, считают в ведомстве
Алкоголь на борту может оказаться под запретом/ М.Лысцева/ ИТАР ТАСС

Необходимость полного запрета алкоголя в салоне самолетов Минтранс объясняет возросшим в последние годы количеством инцидентов на борту – от отказа выключить электронные устройства до драк с членам экипажа. По данным «Аэрофлота», в 2009–2012 гг. было зарегистрировано 1101 такое нарушение, и, как правило, им предшествовало злоупотребление пассажирами спиртным, указывает Минтранс в пояснительной записке.

Минтранс разместил на своем сайте проект поправок к Воздушному кодексу, одна из которых предусматривает, что «выдача пассажирам алкогольной продукции, приобретенной в розничных магазинах в контролируемой зоне аэропорта или на борту воздушного судна, может осуществляться по окончании полета». Порядок выдачи предлагается определить федеральными авиационными правилами.

В случае если законопроект примут, его выполнение будет обязательно для всех авиакомпаний в России, говорит представитель Минтранса. Как авиакомпании будут перевозить временно изъятый алкоголь, еще предстоит определить – возможно, в специальном отсеке на воздушном судне, говорит он.

Получить комментарии от представителя правительства вчера не удалось.

За запрет алкоголя на борту выступала «Трансаэро», так как у нее много дальнемагистральных рейсов, рассказали «Ведомостям» источники в нескольких авиакомпаниях. «Трансаэро» считает, что введение существующей в ряде зарубежных стран практики, когда пассажиры получают приобретенный в duty free алкоголь после завершения полета, укрепит авиационную безопасность, говорит представитель компании. На борту самолетов «Трансаэро» алкоголь уже не продается, подчеркивает он.

Представители «Сибири» и «Ютэйр» инициативу Минтранса комментировать не стали. Но источник в «Ютэйр» сомневается, что ее легко будет исполнить: у самолетов Airbus320, Boeing737, которые летают на ближне- и среднемагистральных рейсах, например в Европу, нет дополнительных отсеков, куда можно было бы сложить алкоголь. А их создание потребует дополнительных расходов.

Бесконтрольное распитие алкогольных напитков, особенно на длинных туристических рейсах, следует ограничивать, но так, чтобы это не создавало проблем добропорядочным пассажирам и авиакомпаниям, считает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий.

«Аэрофлот» считает изъятие алкоголя недостаточно эффективной мерой, говорит представитель перевозчика. Распитие алкогольных напитков в рейсе, кроме тех, что продаются на борту, и так запрещено, но алгоритма контроля за пассажирами нет, напоминает он. Действеннее было бы ввести на уровне закона черные списки пассажиров, которые авиакомпания могла бы публиковать на сайте и, к примеру, уведомлять об эксцессах работодателей дебоширов. Вот эта мера сработает, убежден он: большинство воздушных хулиганов – с достатком выше среднего и хорошими должностями. «Трансаэро» также неоднократно предлагала ввести черные списки и повысить штрафы, говорит представитель компании.

«В международной практике пассажиры, позволяющие себе буйное поведение в состоянии алкогольного опьянения в самолете, привлекаются к административной или даже уголовной ответственности. Если наш штраф в 1500 руб. заменить на подобные меры, мы убеждены, что это будет эффективно и будет работать в нашей стране», – считает председатель комиссии по развитию беспошлинной торговли и торговли на транспорте «Опоры России» Сергей Выходцев.

На алкоголь приходится в среднем 50% выручки операторов беспошлинной торговли и ужесточение правил его реализации и потребления окажет негативное влияние на индустрию, считает заместитель исполнительного директора ассоциации организаций беспошлинной торговли и торговли на транспорте БОРТ Юлия Мещерякова. «Особенно критично это будет для регионального рынка беспошлинной торговли, где на долю алкогольной продукции приходится до 75% продаж», – считает она. Как следствие, указывает Мещерякова, могут пострадать аэропорты, часть выручки которых формируется за счет арендных платежей от операторов беспошлинной торговли. А на них приходится основная часть неавиационных доходов аэропортов, подчеркивает Мещерякова. У Runway Duty Free, управляющей 20 магазинами в «Шереметьево», «Домодедово» и «Толмачево», продажи алкоголя занимают второе место по объему в общем обороте после косметики и парфюмерии, но в основном покупатели приобретают дорогие спиртные напитки не для распития на борту, утверждает представитель ЗАО «Ариал» (управляет сетью Runway) Оксана Фролова. Поэтому, по ее мнению, введение запрета на продажи не повлияет.