Ученый совет филфака МГУ заявил о разгроме гуманитарного образования

Члены ученого совета филологического факультета МГУ выступили с заявлением протеста против политики "разгрома российского гуманитарного образования", которую проводит Минобрнауки. Обращение филологов - декана Марины Ремневой, заместителей декана и заведующих кафедрами, профессоров и доцентов, кандидатов наук и докторов опубликовано на сайте "Православный мир". Оно было единогласно принято на заседании ученого совета 22 ноября. Подписанты выражают недоверие чиновникам всех уровней, которые разрабатывают и реализуют такую образовательную политику, и требуют начать широкую дискуссию о выходах из сложившейся ситуации. Они также требуют предать гласности информацию, которая позволит "оценить эффективность деятельности Министерства образования за последние 20 лет и уровень нанесенного им ущерба". Речь идет о данных о количестве закрытых школ, о размерах финансирования программ Минобрнауки и о результатах ЕГЭ.

По мнению членов ученого совета филфака, катастрофа в образовании уже произошла, потому что власть "сознательно и целенаправленно конструировала это «качественное обновление образовательной ситуации»". В недавно утвержденной правительством программе развития образования до 2020 г. единственный качественный показатель оценки уровня образования базируется на результатах ЕГЭ и рассчитывается как "отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с худшими результатами ЕГЭ", отмечают они. Русская классическая литература уже не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса, уровень ее преподавания резко упал, учащихся больше не стремятся учить мыслить самостоятельно и излагать свои мысли, создаются условия для деградации учительского корпуса. "Естественно предположить, что цель такого среднего образования — создание потребителя, «управляемой массы», - делают вывод филологи. Филологическое образование сворачивается и в вузах как "ненужное", пишут они. Также за образовательной политикой преподаватели филфака видят "стремление власти снять с себя возможно большую часть обязательств по финансированию образования, а в перспективе сделать его частично или полностью платным".

Власти реализуют свою политику, создавая "подконтрольные и хорошо финансируемые вузы", которые должны были выдвинуть программу образовательных реформ. Авторы обращения отмечают, что "эту роль в основном сыграла ВШЭ". Также в числе инструментов властей они упоминают "конструирование подконтрольной группы «инновационно мыслящих» педагогов" и иных представителей общественности, которой был предоставлен режим наибольшего благоприятствования как в СМИ, так и в структурах, подконтрольных Министерству образования. Сложившуюся в СССР систему взаимоотношений школ и университетов власти пытались дискредитировать как коррупционную, отмечают члены ученого совета. Также они упоминают объявление "неэффективными" с точки зрения Минобрнауки ряда гуманитарных вузов, в числе которых РГГУ и Литинститут. По мнению филологов, эти вузы признали "неэффективными" по "анекдотически неадекватным критериям", разработанным ВШЭ, и это тем не менее нанесло их репутации существенный урон. В обращении говорится, что вследствие образовательной политики уровень коррупции не снизился, а резко вырос, а ЕГЭ в нынешней форме позволяет поступать в вузы "откровенно неграмотным" абитуриентам.

Одной из причин выбора такой образовательной политики преподаватели МГУ считают понимание властей, что "управление общественным сознанием осуществляется тем легче, чем ниже уровень образования".

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать