Как будет работать "Акт Магнитского"

Парламент США одобрил, а президент уже пообещал подписать законопроект, который предусматривает запрет на въезд и замораживание активов людей, причастных, по мнению Вашингтона, к смерти Сергея Магнитского и ответственных за другие грубые нарушения прав человека в России
Andrew Harrer/ Bloomberg

Сенат США - верхняя палата американского парламента - в четверг практически единогласно (92 голосами "за" при 4 - "против") одобрил законопроект, который одновременно нормализует торговые отношения с Россией, которым препятствовала принятая еще в 1974 г. поправка Джексона - Вэника в защиту права советских евреев свободно эмигрировать из СССР, и вводит визовые и финансовые санкции в отношении российских чиновников, причастных, по мнению Вашингтона, к смерти в сизо юриста инвестфонда Hermitage Сергея Магнитского. Документ, который российский МИД уже назвал "спектаклем в театре абсурда", вероятно, вступит в силу еще до Нового года - в середине ноября его одобрила палата представителей (нижняя палата американского парламента), а президент США Барак Обама уже обещал его подписать.

Законопроект, озаглавленный "Russia and Moldova Jackson-Vanik Repeal Act of 2012"("Акт об отмене поправки Джексона - Вэника в отношении России и Молдавии"), состоит из четырех частей. Первые три посвящены нормализации торговых отношений, которые после вступления России во Всемирную торговую организацию стали больше нужны именно Вашингтону. Без них американские бизнесмены не могли рассчитывать на рассмотрение своих жалоб в ВТО в отношении российских контрагентов. «Россия — это быстро растущий рынок. Для того чтобы Соединенные Штаты также получили преимущество от этого роста, мы должны принять [этот законопроект].», — заявил в среду в ходе обсуждения документа председатель финансового комитета сената Макс Баукус.

Четвертая, заключительная часть законопроекта посвящена санкциям в отношении российских чиновников, нарушающих права человека и предположительно причастных к смерти Магнитского. Она была пролоббирована американским бизнесменом Биллом Браудером, которому принадлежит инвестфонд Hermitage, на который работал Магнитский. Изначально она имела вид отдельного документа - "Акта Магнитского", внесенного в сенат демократом Бенджамином Кардином. В итоговой версии документ предусматривал введение санкций за серьезные нарушения чиновниками прав человека во всем мире, а не только в России, однако впоследствии он стал составной частью принятого в четверг законопроекта. "Акт Магнитского" Кардина сопровождался списком из 60 российских должностных лиц, предположительно причастных к гибели Магнитского.

Москва ранее предупреждала Вашингтон, что включение в документ положений "Акта Магнитского" нанесет ущерб двусторонними отношениям. «Ответ будет адекватным», — говорил в ноябре пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя принятие законопроекта палатой представителей США. МИД России в четверг поздно вечером выпустил специальное заявление, в котором назвал решение американских законодателей "спектаклем в театре абсурда" и пообещал ответные меры, не уточнив деталей. "Похоже, за предвзятым до нелепости подходом, практикуемым в конгрессе США, просматривается лишь мстительное желание посчитаться за принципиальную, последовательную линию России в мировых делах в пользу неукоснительного следования международному праву", - отмечается в заявлении российского внешнеполитического ведомства.

Как будет работать "Акт Магнитского"

Как следует из текста одобренного документа, не позднее чем через 120 дней после его вступления в законную силу Белый дом в незасекреченной форме предоставит в американский парламент список людей, которые, по его мнению, причастны к задержанию, пыткам и смерти Магнитского, пытались скрыть факт произошедшего, извлекли из этого финансовую выгоду или же участвовали в преступном заговоре, который юрист Hermitage раскрыл. В отношении них будут применены визовые санкции, а их счета и имущество на территории США будут заморожены.

В "черный список" также должны войти имена людей, которые несут ответственность за внесудебные убийства, пытки и другие грубые нарушения международно признанных прав человека, совершенных против лиц, стремящих раскрыть нелегальную деятельность со стороны российских чиновников, получить, осуществить, защитить или продвигать такие права и свободы, как свобода вероисповедания, свобода слова, свобода ассоциаций, свобода собраний и право на справедливый суд и демократические выборы.

По мере поступления новой информации о нарушениях президент США сможет добавлять в список новые имена. Белый дом может направить свой список в конгресс в засекреченной форме, если сочтет это необходимым в интересах национальной безопасности. Однако те имена, которые будут поданы в незасекреченной форме, будут опубликованы в открытом доступе. Госсекретарь и министр финансов США смогут отменить запрет на выдачу виз, если это будет нужно для национальной безопасности США и для исполнения Нью-Йорком функции штаб-квартиры ООН.

В законопроекте отмечается, что США стремятся к взаимовыгодным отношениям с Россией, основанным на соблюдении прав человека и верховенства права, и стремятся поддерживать российский народ в его стремлении реализовать весь свой экономический потенциал. В нем подчеркивается, что США будут продолжать поддерживать усилия россиян, направленные на создание демократической политической системы, которая уважает индивидуальные свободы и права человека.

Дела Магнитского

Магнитский скончался в сизо 16 ноября 2009 г. Он содержался там по обвинению в выведении из-под налогообложения сотен миллионов рублей в интересах своего работодателя - инвестфонда Hermitage. По версии Hermitage, преследование юриста связано с тем, что он раскрыл схему кражи из бюджета более 5 млрд руб. налогов, уплаченных государству компаниями фонда, а к коррупционной сделке причастны сотрудники правоохранительных и налоговых органов. Со ссылкой на опубликованные Hermitage документы в докладе Совета по правам человека при президенте России утверждалось, что непосредственной причиной смерти Магнитского могло стать избиение. Начальник следственного департамента МВД Павел Лапшов подтверждал, что судмедэкспертиза, проведенная после смерти Магнитского, выявила у него «телесные повреждения» на ногах и на руках от наручников.

Первые фигуранты в деле по факту смерти юриста появились только летом 2011 г.: врача сизо Ларису Литвинову обвинили в причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения ею своих профессиональных обязанностей, а бывшего замначальника сизо по медицине Дмитрия Кратова - в халатности. Спустя год следствие заявило, что не обнаружило никаких свидетельств вины должностных лиц в смерти Магнитского: три экспертизы показали, что ее причиной стала острая сердечная недостаточность. Но после поручения тогдашнего президента Дмитрия Медведева генпрокурору Юрию Чайке усилить надзор за расследованием дела следствие обнародовало выводы нового судебно-медицинского исследования, в соответствии с которым смерть юриста находилась «в прямой причинно-следственной связи» с недостатками в оказании ему медицинской помощи. Однако до суда дошло только дело Кратова, осенью началось его рассмотрение в Тверском суде Москвы. Дело против Литвиновой закрыли ввиду истечения срока давности. В действиях сотрудников МВД, расследовавших дело Hermitage, в связи с которым был арестован Магнитский (он жаловался, что следователи оказывают на него давление, отказывая в медицинской помощи), Генпрокуратура нарушений не нашла.

При этом Магнитский до сих пор продолжает числиться обвиняемым в деле, по которому был арестован. Оно было прекращено весной 2010 г. в связи с его смертью, но в августе 2011 г. Генпрокуратура отменила постановление о прекращении дела, ссылаясь на постановление Конституционного суда (КС) от 14 июля 2011 г. Тогда суд признал противоречащими основному закону положения Уголовно-процессуального кодекса, позволявшие прекращать дела в связи со смертью подозреваемого, обвиняемого и подсудимого без согласия родственников умершего. Несмотря на то что родственники были против возобновления дела, Мосгорсуд признал его законным. В конце ноября оно было передано в Тверской районный суд Москвы для рассмотрения.