Министры Франции впервые раскрыли данные о своем имуществе


Министры правительства Франции впервые опубликовали декларации о своем имуществе. Ревизии принадлежало почти все: квартиры, загородные дома, ювелирные украшения и даже велосипеды. Для Франции, где политики традиционно выступают против придания огласке такой информации и считают ее раскрытие вульгарным, это неожиданный шаг. Так Франсуа Олланд пытается бороться с последствиями скандала, связанного с уклонением экс-министра бюджета Жерома Каюзака от уплаты налогов. Однако даже такой шаг Олланда, чей рейтинг находится на рекордно низком уровне, вызывает больше критики, чем одобрения.

Французские министры оказались довольно скромными: активы нескольких из них не превысили и 1,3 млн евро ($1,7 млрд). Самым обеспеченным из 37 министров, предоставивших данные, оказался министр иностранных дел Лоран Фабиус. Он владеет имуществом на сумму около 6 млн евро ($7,8 млн). Кроме ожидаемой недвижимости в Париже Фабиус также владеет пакетом акций в аукционном доме Piasa (общей стоимостью 1,2 млн евро) и коллекцией картин, унаследованной от отца. Министр по делам пенсионеров Мишель Делоне внесла в список два дома общей стоимостью в 5,4 млн евро, мебель и картины в которых оценены в 200 000 евро, а украшения – в 15 000 евро. Делоне заявила, что одна часть имущества совместно нажита с мужем еще в то время, когда она работала онкологом, а другая – наследство от родителей. Сама же она, цитирует ее The Wall Stree Journal, «никогда не жила как богачка». Намного скромнее выглядит премьер-министр Жан-Марк Эро, свое состояние он оценил в 1,5 млн евро (почти $2 млн), в основном это оценка недвижимости, но у Эро также есть и микроавтобус марки Volkswagen (около 1000 евро).

Вообще министры были предельно детальны: министр юстиции Кристиан Тобира включила в перечень не только автомобиль Hyundai 2008 г. выпуска (13 000 евро), но и два велосипеда (900 евро). А министр Франции по правам женщин Нажа Валло-Белькасем не забыла упомянуть о скутере стоимостью 500 евро.

Заметно, что размер благосостояния министров, которые не включили в перечень имущество своих супругов, намного ниже. Так, министр финансов Пьер Московичи оценил свои активы в 270 000 евро (квартира, накопления и коллекция часов). Валло-Белькасем кроме скутера не имеет почти ничего, даже квартиры, у нее менее 1000 евро накоплений. Но самым бедным стал министр внутренних дел Мануэль Валь – на его счету всего-то 108 евро.

Согласно данным Transparency International, Франция и Словения оставались единственными странами в ЕС, где политики не были обязаны предоставлять информацию о своем имуществе. Представители правительства заявили, что законопроект, обязывающий всех политиков декларировать его, скоро поступил в парламент. Но даже таким способом Олланд, похоже, не смог обрести желанной поддержки. «И это все? – негодует 32-летний IT-специалист Станислас Бланшар (цитата по WSJ). – Я не уверен, что мы должны доверять страну людям, которые даже в собственной жизни не смогли разбогатеть». А 70% из 974 респондентов, опрошенных Ifop, нет никакого дела до материального положения министров. Представители оппозиции сразу же нарекли такой шаг Олланда обычной политической хитростью и заявили, что раскрытие информации не принесет желаемых плодов и недоверие к политикам во Франции останется все на том же низком уровне. Недовольны также и союзники-социалисты: многие из них выразили опасения, что новый проект может запятнать репутацию действительно богатых министров.