Госконтроль обходится российской экономике в 1,5% ВВП

В 1,5% ВВП обходится экономике госконтроль, но высокие издержки неэффективны – нарушений меньше не становится, выяснила Высшая школа экономики (ВШЭ)

Почему издержки на контроль растут, а законы соблюдаются все хуже? Ответ на этот вопрос попытались найти сотрудники ВШЭ Светлана Авдашева и Полина Крючкова, которые проанализировали применение административного права в России.

По данным исследователей, в 2011 г. в России было проведено более 3 млн проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Затраты на контрольные и надзорные мероприятия обошлись стране примерно в 1,5% ВВП, или 800 млрд руб. Прямые затраты госорганов – 47 млрд руб., остальное – издержки бизнеса (см. врез). При этом почти две трети проверок выявили нарушения. Складывается парадоксальная ситуация, говорится в докладе: деньги на проверки тратятся большие, а законы в стране соблюдаются плохо.

Основная причина – в специфике стимулов для сотрудников надзорных органов, выяснили Авдашева и Крючкова: им все равно, кого наказывать – виновных или невиновных. Штраф или даже тюрьма в равной степени грозят и добропорядочным предпринимателям, и нарушителям, поэтому бизнес действует по принципу «была не была», руководствуясь лишь стремлением извлечь максимальную прибыль. При этом за нарушение большинства административных норм серьезные санкции не грозят. По результатам проверок в прошлом году средний штраф с юрлица составил 75 000 руб., с физического – 14 000 руб.

Другая проблема – «работа по жалобам». Закон обязывает чиновников рассматривать все заявления, это отнимает много времени и сил, а также создает возможности для неконкурентной борьбы. В качестве примера авторы приводят данные Роструда: с 2001 по 2011 г. число жалоб и обращений в инспекции труда выросло более чем в 5 раз – с 51 000 до 267 000. Авторы исследования предлагают освободить чиновников от обязанности реагировать на каждую жалобу.

Чтобы уменьшить число проверок, в докладе предлагается и дальше развивать страхование ответственности компаний.

Представитель Ростехнадзора не считает проверки ведомства неэффективными. По его словам, поправки в законодательство позволят сделать контроль более избирательным (в основном для наиболее опасных производств), что повысит эффективность надзора и снизит издержки бизнеса.

Существует большое количество требований, которые устарели и их невозможно исполнять, они используются для давления на бизнес, говорит первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Например, многие санитарные нормы и правила в строительстве уже не отвечают современным стандартам, но прописаны в проектной документации. За год выдается 50 млн ветеринарно-сопроводительных документов, которые предприниматели обязаны получить, рассказывает он: это обходится бизнесу в 30 млрд руб. в год.

Круглый год идет проверка, по 17 проверок, говорит управляющий партнер Management Development Group (сети «Гастрономчикъ» и «Продэко») Дмитрий Потапенко. Один только инспектор по труду может потребовать 26 документов, а еще полиция, миграционная и антимонопольная службы, Роспотребнадзор. В каждом подразделении есть отдельная комната и сотрудник, работающий только с контрольными органами, продолжает он, а каждый работник до 30% времени тратит на проверяющих.