Путин, Сталин и разные правды

Правда американцев в том, что они бомбили города вражеского государства и спасли жизни 250 000 своих граждан

В День России, отвечая на вопрос журналиста телеканала Russia Today о международном праве, Владимир Путин неожиданно вспомнил Сталина: "Я очень сомневаюсь, что Сталин весной 1945 г., если бы у него была атомная бомба, применил бы ее против Германии <...> когда уже противник сдавался, шансов у него никаких не было. <...> А американцы применили против Японии, терпящей поражение».

Такое вот незамысловатое сравнение: даже Сталин (названный Путиным "диктатор, тиран") гуманнее американцев, сбросивших ядерные бомбы на японские города.

Проблема в том, что правда - она не одна, правды разные.

Мы не можем знать, что сделал бы Сталин, будь у него ядерная бомба во время Второй мировой войны - у него ее не было. Простая логика подсказывает, что бомбить Германию в 1945 г. смысла действительно не было: война в Европе уже была выиграна, а вывозить в СССР с немецких заводов лучше было целое, а не покореженное оборудование.

С Японией в 1945 г. ситуация была совсем иной. Страна терпела поражение, но сдаваться не собиралась: Потсдамская декларация от 26 июля 1945 г. с требованием безоговорочной капитуляции была Японией отвергнута. Американское командование полагало, что без полномасштабного вторжения на главные японские острова добиться капитуляции Японии не удастся. Но апрельская высадка на Окинаве и последовавшие затем трехмесячные бои показали, что японцы готовы сражаться до последнего: из 130 000-ного японского контингента выжили, по разным оценкам, от 20 000 до 40 000, потери американцев, располагавших 180 000 человек, составили около 50 000 убитыми и ранеными.

По расчетам американского командования, в случае полномасштабного вторжения в Японию потери с американской стороны должны были составить 250 000 человек, с японской - 450 000, а общее число жертв, включая мирное население, могло превысить 1 млн человек.

Чтобы принудить Японию к капитуляции и избежать этих жертв, было решено подвергнуть ее города ядерной бомбардировке. В списке первоначальных целей для бомбардировок изначально был и Киото, но древняя столица Японии была вычеркнута из списка благодаря ценности своих архитектурных памятников (к сожалению, в американском и британском командовании не нашлось никого, столь же хорошо знавшего Дрезден, чтобы спасти город от уничтожения в феврале 1945 г.).

6 августа 1945 г. была сброшена атомная бомба на Хиросиму, 9 августа - на Нагасаки. В тот момент в этих городах совокупно проживали приблизительно полмиллиона человек. Сразу погибли, по разным оценкам, около 200 000. 15 августа Япония объявила о капитуляции, акт был подписан 2 сентября.

Совокупное число жертв бомбардировок, включая погибших от лучевой болезни и их потомков, пострадавших от радиации, превысило 400 000 человек. Споры о том, можно ли оправдать такие жертвы, не утихнут никогда. Правда американцев в том, что они бомбили города вражеского государства и спасли жизни 250 000 СВОИХ граждан. Насколько разрушительными могут быть последствия атомной бомбардировки, что такое лучевая болезнь и радиоактивное заражение, в 1945 г. никто ничего не знал, а международное право никак не регулировало вопросы применения и распространения ядерного оружия - оно только появилась.

Есть еще и наша горькая правда, и она заключается в том, что жизнь человека ни в России, ни в СССР для государства ничего не стоила и не стоит - "русские бабы еще нарожают". В мемуарах одного американского генерала Второй мировой войны я наткнулся на диалог с его советским коллегой - американец поинтересовался у русского, как в Красной армии оценивают предполагаемые собственные потери по планировании наступления. Наш генерал ответил, что потери прогнозируются по максимуму: как от интенсивного пулеметного огня или от движения по минному полю. "Если бы я также относился к жизням своих солдат, боюсь, меня бы ждал трибунал", - резюмировал американский генерал.

Лучше бы нашей стране никогда не знать Сталина. Но он у нас был. Только мы его не знаем (что бы ни утверждал Путин). Как не знаем историю Второй мировой войны и нашу историю вообще. А не зная ее, всегда делаем неправильные выводы.