Единый день голосования принес уверенную победу партии власти

Единый день голосования принес уверенную победу партии власти. Результаты системной оппозиции резко ухудшились - как полагают эксперты, из-за потери голосов протестного электората
Е.Разумный для Ведомостей

По предварительным данным Центризбиркома, во всех 30 регионах, где проходили губернаторские выборы, уверенно победили действующие руководители, причем средний процент отданных за них голосов по сравнению с двумя предыдущими кампаниями значительно возрос (см. график). В голосовании по партспискам на выборах в региональные парламенты лидирует «Единая Россия». Другие парламентские партии в основном ухудшили свои результаты по сравнению с предыдущими выборами в тех же регионах (см. таблицу).

«Единая Россия» подтвердила репутацию «партии большинства», заявил вчера на медиафоруме «Регионы России» ее председатель премьер Дмитрий Медведев. «Нельзя не признать факт развития политической конкуренции, роста новых партий, стремящихся к поиску новых решений», - полагает секретарь генсовета партии власти Сергей Неверов. А руководитель близкого к Кремлю фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский заявил, что после столь успешных выборов единороссам были бы выгодны досрочные выборы в Госдуму.

Эти выборы были мягче предыдущих, признает секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев: «Мы на 15-20% увеличили представительство в муниципалитетах, хороший пример - Кимры, где наш кандидат стал мэром, а наш партсписок выиграл у единороссов. Беспредел административного ресурса царил в Татарстане, Самарской области, в Питере, где у нас сняли 157 человек с муниципальных выборов и где зашкаливало количество досрочно проголосовавших». Коммунист полагает, что своим успехом единороссы обязаны лишь авторитету Владимира Путина, и не исключает в связи с этим досрочных выборов в Госдуму.

Зампред думской фракции «Справедливая Россия» Александр Бурков считает результаты эсеров не очень хорошими, но подчеркивает, что они резко упали у всех оппозиционных партий: «Мы пожертвовали этими выборами ради социальной сплоченности в условиях внешней угрозы. Мы не вели агрессивной кампании, и это цена за гражданский шаг». По его мнению, административные барьеры по-прежнему мешают проведению конкурентных выборов.

Сентябрь - неблагоприятный месяц для выборов, уверен первый зампред фракции ЛДПР Алексей Диденко, поэтому либерал-демократы будут настаивать на переносе единого дня голосования с сентября на март.

В результатах оппозиционных партий виновата их пассивность и дефицит внутренней повестки дня, полагает политолог Михаил Виноградов, но досрочные выборы в Госдуму маловероятны: «Чтобы сейчас провести досрочные выборы, нужны веские аргументы для обоснования легитимности будущей Думы. Сейчас она выполняет техническую роль, исполнительная власть привыкла работать с парламентом как с канцелярией».

Одной из главных тенденций прошедших выборов стало сохранение тренда на снижение явки по сравнению с предыдущими выборами в этих же регионах, который не удалось изменить даже несмотря на все ухищрения с целью повысить явку, отмечает политолог Александр Кынев: «К примеру, в Москве явка не просто ниже предыдущих - она самая низкая за всю историю выборов в Мосгордуму». Вторая важная тенденция, связанная с первой, - это то, что на выборы пришли в основном конформисты, а это провластный электорат, продолжает эксперт: протестный электорат выборы преимущественно игнорировал, так как системные партии оказались для него дискредитированы, а иные не были допущены. В результате на выборы пришли только электоральные «ядра», объем которых больше у коммунистов, поясняет Кынев. По сравнению с 2011 г. результаты ухудшились даже у КПРФ, но самый большой спад у «Справедливой России», которая прошла только в пяти из 14 парламентов. Чрезмерное внимание к крымской тематике тоже не принесло системной оппозиции новых голосов: сторонники присоединения Крыма голосовали за власть, а противники получили лишний аргумент не голосовать за системные партии, говорит эксперт. Отсюда почти полный провал «Родины», а в Крыму и Севастополе проиграли и коммунисты, и эсеры.

Рост поддержки «Единой России» связан с рейтингом Путина и с тем, что она воспринимается как партия власти, которую президент поддерживает и на которую опирается. Эта поддержка стала результатом событий в Крыму и на юго-востоке Украины, санкционного давления Запада - все это привело к консолидации общества, а единороссы получили дополнительное преимущество, говорит руководитель Фонда развития гражданского общества, бывший руководитель кремлевского управления внутренней политики Константин Костин. Что же касается других партий, то не стоит выводить средние показатели, нужно смотреть в каждом конкретном регионе, подчеркивает эксперт, есть специфика территорий и избирательных кампаний. Хотя на муниципальном уровне плохие показатели даже у парламентских партий, говорит Костин.