Статья опубликована в № 3682 от 25.09.2014 под заголовком: Москва закроется от приезжих рублем

Москва может сделать платным въезд в город

Власти Москвы думают, не ввести ли плату за въезд в центр города. Пилотным станет проект платного въезда в «Москва-сити»
Возможно, уже с 2016 г. придется платить за право ездить по Москве
Д. Гришкин / Ведомости
Городу тесно

плотность населения (107,3 человека/га ) превышает аналогичный показатель других мегаполисов; фактическая загрузка всех видов общественного транспорта в утренние часы пик превышает провозную способность на 22%; загрузка автодорог превышает их пропускную способность на 42%; среднее время поездки на общественном транспорте от дома до работы составляет 67 мин., а около 20% жителей тратят более 3 часов в день на дорогу от дома и обратно. госпрограмма «Развитие транспортной системы Москвы» (до 2020 г.)

Идея ввести платный въезд в Москву впервые публично прозвучала на Международном экспертном совете по транспортным вопросам - ее предложил один из иностранных экспертов. Вопрос нуждается в проработке, сказал на это мэр Сергей Собянин. Позднее и заммэра Максим Ликсутов не исключил, что въезд в Москву станет платным.

Сейчас департамент транспорта анализирует варианты платного въезда, сообщили близкие к департаменту люди, до конца года предстоит сформировать детальную концепцию и рассмотреть варианты платного въезда на МКАД и Третье транспортное кольцо. Мэрию консультирует McKinsey, знают собеседники «Ведомостей». Представитель McKinsey от комментариев отказался. В пресс-службе департамента участие McKinsey опровергли: для транспортного планирования и моделирования достаточно инструментов Центра организации дорожного движения.

Как говорит близкий к департаменту человек, чиновники сначала планируют детальный анализ международного опыта: почему стали брать плату за въезд, каковы социально-экономические результаты, какие технологии применялись и т. д. Будет прогнозироваться поведение пользователей личного транспорта: готовы ли они платить за въезд или предпочтут пересесть на общественный транспорт. Эти данные послужат основой для дорожной карты организации платного въезда, говорит другой близкий к департаменту человек, в 2015 г. начнется пилотный проект: плата за въезд на территорию «Москва-сити». Там отработают схему платного въезда, исходя из этого опыта будут готовить нормативные акты - систему оплаты проезда, штрафы и т. д. Если анализ покажет, что плата за въезд улучшает ситуацию с трафиком, ее могут начать взимать в 2016 г., знают собеседники «Ведомостей», может понадобиться городская структура, отвечающая за подготовку и запуск системы.

Плата за въезд - мера необходимая и очень эффективная, считает директор Института экономики транспорта Михаил Блинкин, но вводить ее можно, когда горожане осознают, что ездить в центр - недешевое удовольствие.

«Платный въезд очень сложно администрировать, Москва не Стокгольм, где в центр можно попасть всего по нескольким мостам», - рассуждает Блинкин. Будут сложности и с системой оплаты, полагает он, в Лондоне, например, 500 стационарных и 200 передвижных станций, которые фиксируют въезжающих в центр (деньги автоматически списываются со счета автовладельца). Чтобы подготовить такой проект в Москве, нужно минимум три года, если и делать платный въезд, то только внутри Бульварного или Садового кольца, резюмирует Блинкин.

Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников идею платить за въезд считает неудачной: в Москве общественным транспортом пользуется максимальная доля жителей - 88%, такого показателя достигают считанные мегаполисы. Проблема в дефиците дорог, указывает Свешников, он достигает в Москве 400 км. По данным мэрии, в мегаполисе дороги должны занимать не менее 20% территории, а в Москве - менее 10%.

Департамент транспорта изучает опыт других городов, где практикуется платный въезд, сообщила вчера его пресс-служба, по мнению экспертов, это способствуют оптимизации движения внутри города, но решения по этому вопросу нет.

Полномочия вводить ограничения на въезд у Москвы есть, объясняет федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру, пример - ограничение на проезд грузовиков по МКАД.

Решение ввести плату за въезд в Москву будет политическим, говорят эксперты. «Есть риск, что москвичи, которые окажутся вне платной зоны, почувствуют себя ущербными, могут появиться протестные группы», - предупреждает политолог Дмитрий Орлов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать