Силуанов: Часть страховых взносов можно переложить на население

Перенос налоговой нагрузки с работодателя на работника можно было бы начать с небольших величин, считает министр финансов

Министр финансов России Антон Силуанов считает, что часть нагрузки по уплате страховых взносов целесообразно переложить с предприятий на население. Это можно сделать после 2018 г., полагает министр. "Я вижу, что нужно снижать нагрузку в виде прямых налогов на предприятия, в том числе нагрузку по снижению размера страховых взносов, - сказал он. - И считаю возможным постепенный ее перенос на граждан, которые впоследствии будут получать средства от страховых взносов", - заявил министр (цитаты по "Интерфаксу").

По мнению Силуанова, перенос нагрузки можно было бы начать с небольших величин - "с 2-3-4 [процентных пунктов]". "Снижать, допустим, до 26% [нагрузку на работодателей] и 4% перекладывать на граждан", - отметил он.

Министр подчеркнул, что это пока "концептуальное предложение" Минфина для того, чтобы снижать обременительную нагрузку на бизнес. "Сейчас предприятие платит за работников страховые взносы, формирует за население пенсионные накопления, взносы в Фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд соцстраха. Во всем мире это где-то 50/50. Поэтому мы говорим о том, что можно было бы понижать страховые взносы для предприятий, постепенно переводя на население адресный подход к формированию своих собственных пенсий, накоплений", - сказал он.

Когда это будет принято, в какие сроки, в каких объемах - пока неизвестно, это пока предложение Минфина и с правительством пока не обсуждалось, говорит представитель Минфина: "Но это то, к чему мы должны двигаться". Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова не стал комментировать эту тему - в аппарат Шувалова предложения пока не поступали.

"30% с фонда оплаты труда очень сильно давят на предприятия, поэтому и напрашивается налоговый маневр", - объяснял ранее логику решения высокопоставленный чиновник Минфина. Граждане должны сами формировать взносы - в других странах это именно их ответственность, указывал он. "Теоретически это верное решение, но политически очень сложно его реализовать, - более осторожен другой чиновник Минфина. - По популярности и по давности тема не уступает теме повышения пенсионного взноса".

Реализация предложения Минфина будет означать повышение (и может быть, вполне существенное) нагрузки на граждан, снижение их реальных доходов и, как следствие, снижение потребления, предупреждает Александра Суслина из Экспертной группы: наносится «дополнительный удар по угасающему экономическому росту». Граждане будут очень недовольны, зарплаты начнут уходить в тень, добавляет партнер "Щекин и партнеры" Денис Щекин. Такой риск есть, признает чиновник Минфина, вопрос - какими темпами повышать нагрузку. Никакого шока не будет, переносить всю нагрузку на граждан сразу не будут, обещает представитель: можно начинать с небольших шагов, с увеличения на несколько процентов. При этом на другой стороне - снижение нагрузки на бизнес, подчеркивает чиновник Минфина. "Вдруг он начнет снижать цены?" - надеется он.

Снижение нагрузки на предприятия, которые платят белые зарплаты, в теории должно снизить цены на конечную продукцию, подтверждает Суслина. Оно способно стимулировать рост инвестиций в развитие, повысить конкурентоспособность экономики, снизив удельный вес затрат на оплату труда в структуре издержек. Но это в теории, а на практике инвестиции будут зависеть и от многих других факторов, заключает она.

С 2011 г. работодатель уплачивает 30% с годовых зарплат, не превышающих определенную сумму (1,5 от средней по стране годовой зарплаты), в три фонда: 22% - в Пенсионный фонд, 5,1% - в ФОМС и 3,1% - в Фонд социального страхования. Подлежащий налогообложению объем фонда оплаты труда ежегодно индексируется в соответствии с темпом роста средней зарплаты. В 2014 г. предельная база для начисления взносов - зарплаты до 624 000 руб. в год нарастающим итогом; под этот порог попадает более 90% фонда оплаты труда.

Недавно Минздрав предложил убрать ограничение в 624 000 руб. и взимать взносы в ФОМС со всего фонда оплаты труда полностью начиная с 2016 г. В ПФР с зарплат более 52 000 руб. в месяц работодатели уже платят дополнительные 10%.