Песков: Государство вправе ждать корректных постановок за государственные деньги

Это не цензура, это госслужба, объяснил пресс-секретарь Путина
Скандал, связанный с постановкой "Тангейзера", привел к противостоянию между светской и церковной общественностью в Новосибирской области/ Кирилл Кухмарь/ ТАСС

Государство вправе ожидать, что произведения культуры, которые создаются на бюджетные средства, хотя бы не будут вызывать "такую обостренную реакцию" в обществе, но это "никоим образом не должно восприниматься, как попытки введения какой-то цензуры". Так ситуацию со сменой руководства Новосибирского театра оперы и балета и конфликта вокруг постановки "Тангейзер" прокомментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

"Конечно, государство, которое через бюджетные субсидии, через различные гранты выделяет государственные деньги на производство кинематографической продукции, на постановки в театрах и так далее, вправе ожидать от творческих коллективов корректных постановок, как минимум, не вызывающих такую обостренную реакцию общественно мнения", - цитирует чиновника "Интерфакс". "Творческая цензура, конечно, недопустима", - добавил он.

9 декабря министр культуры Владимир Мединский на встрече с читателями в книжном магазине «Буквоед» заявил, что он против того, чтобы государственное финансирование получали кинокартины, дискредитирующие образ России. Предоставлять средства на фильмы, "которые оплевывают выбранную власть" и "даже не критикуют", он считает "государственным мазохизмом" (цитаты по Фонтанке.ру). Впоследствии министру и его ведомству пришлось объяснять выбор выражений, которые Мединский использовал для изложения этой идеи.

По словам Пескова, Борис Мездрич уволен с должности директора театра за нарушение субординации. "Естественно, поскольку это назначенец министерства культуры федерального уровня, то этот назначенец должен подчиняться правилам субординации. Еще раз повторяю, что это никоим образом не означает цензуру, но госслужба есть госслужба", - объяснил пресс-секретарь Путина. Он также отметил, что назначение новым директором театра Владимира Кехмана не относится к ведению Кремля. "В данном случае - это абсолютная компетенция министерства культуры", - добавил он.

Ранее в этот же день скандал комментировал замруководителя администрации президента Магомедсалам Магомедов. Он назвал смену руководства театра вынужденным решением. По словам Магомедова, скандал, связанный с постановкой "Тангейзера", привел к противостоянию между светской и церковной общественностью в Новосибирской области: "В итоге уже Министерство культуры должно было вмешаться в ситуацию, опубликовать свою позицию и принять кадровое решение соответствующего характера", - цитирует "Интерфакс". Чиновник также предложил устраивать предварительный просмотр репертуара гостеатров перед показом во избежание повторения таких конфликтов, отмечает агентство.

Скандал вокруг "Тангейзера" начался в феврале: митрополит Новосибирский и Бердский Тихон пожаловался в областную прокуратуру на эту постановку, которая, по его мнению, оскорбляет чувства верующих. Против режиссера-постановщика Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича прокуратура Новосибирска возбудила административные дела по статье "умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение". Суд не нашел в их действиях состава правонарушения. Однако из декораций убрали возмутивший общественность постер и заменили его на белый лист.

26 марта в конфликт вступила фракция "Единой России" в Заксобрании Новосибирской области. Депутаты пообещали, что потребуют от министра культуры Владимира Мединского отправить в отставку директора Новосибирского театра Бориса Мездрича из-за скандальной постановки оперы "Тангейзер". Как передает "Интерфакс", это объявил руководитель фракции Андрей Панферов. Он считает, что Мездрич "на данный момент не соответствует своей должности". "Мы обращаемся к министру с вопросом о целесообразности его использования на должности директора театра оперы и балета, - сказал единоросс. - Мы от фракции напишем письмо и губернатору, чтобы он дал оценку своему министерству культуры, почему оно не организует взаимосвязь между федеральными организациями и структурами, которые здесь есть, они должны были предвосхитить это все дело".

29 марта на площади Ленина в Новосибирске прошла акция в защиту святынь, организаторы сообщили, что пришли 3000 человек. В этот же день министр Мединский назначил новым директором театра Владимира Кехмана, директора Михайловского театра. Отставку Мездрича первый замминистра Владимир Аристархов связал с тем, что замены постера в постановке было недостаточно. В пресс-службе Минкульта 30 марта отметили, что в "течение нескольких месяцев министерство пыталось добиться от Бориса Мездрича понимания некорректности допущенных им действий, в течение нескольких месяцев пыталось сохранить его как руководителя театра".  Одновременно ведомство призвало руководство Новосибирской епархии РПЦ отозвать обращение в прокуратуру и в дальнейшем придерживаться формата "взаимоуважительного диалога".

Сам Мездрич заявил накануне радио "Говорит Москва", что не будет оспаривать свое увольнение, но добавил, что "не сдал спектакль", "выдержал все это безумие церковное, которое они устроили, и спектакль был показан столько, сколько мы планировали".

30 марта новосибирский театр "Глобус" сообщил, что 1 апреля вносит в спектакль «Песни о Родине» 1 "изменения в соответствии с рекомендациями министерства культуры Новосибирской области". "В связи с этим продолжительность спектакля 1 апреля составит 1 час 40 минут", - предупреждает театр. Как сообщил ТАСС один из режиссеров спектакля Дмитрий Егоров, из постановки будет убрана одна из его трех частей - "История о православном ежике", которая вызвала осуждение со стороны некоторых православных активистов.

"В этой истории не использованы ни религиозные символы, ни обряды, ни образ Иисуса Христа. Нет никаких признаков того, что можно было бы запретить, - сказал режиссер. - "Ежик" - это театральная притча, басня о том, что один человек не имеет право переделывать другого, мы - все создания божьи, вне зависимости от вероисповедания, и насильственные попытки переделать друг друга могут закончиться плачевно. И мне кажется, у нас получилась искренняя и не бессмысленная история".