Россияне считают постановку «Тангейзера» святотатством или преступлением – ВЦИОМ

Свобода слова не выдержала конкуренции с религией, полагают социологи
Молитвенное стояние и митинг "Защитим святыни – спасем Россию!" на площади Ленина в Новосибирске/ Е.Курсков/ ТАСС

Почти треть россиян считают постановку оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета святотатством и еще 12% видят в этом хулиганство или преступление, выяснил ВЦИОМ (см. график). При этом лишь 10% опрошенных хорошо знают о скандале вокруг спектакля и еще 28% что-то о нем слышали. Поэтому социологам пришлось в самом вопросе разъяснять, что в «Тангейзере» режиссер «представил свою версию Иисуса Христа, живущего в молодости «греховной» жизнью и наслаждающегося плотскими удовольствиями». После этого 47% респондентов заявили, что такая интерпретация Христа оскорбляет их чувства.

Историю с «Тангейзером» можно назвать бурей в стакане воды, поскольку оперой интересуется 5–10% россиян, причем старшего поколения, говорит гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров: «Единственный шанс эту бурю расширить – затронуть актуальные ценности для широких групп россиян». По его словам, столкнулись две ценности: свобода слова, занимающая одно из последних мест в рейтинге свобод, и уважение к религиозным нормам и обрядам, которое «стоит гораздо выше по шкале ценностей благодаря религиозному возрождению, происходящему у нас в стране в последнюю четверть века».

ВЦИОМ совершает преступление по отношению к социологии, считает галерист Марат Гельман – они измеряют реакцию не на событие, а на ее пересказ: «Было бы интересно узнать мнение людей о фильме «17 мгновений весны», пересказав его так: много мужчин ходят в фашистской форме». Сам же опрос пытается оправдать предельно непрофессиональное решение министра культуры Владимира Мединского об увольнении руководства театра, считает Гельман. Искусствовед Андрей Ерофеев объясняет данные опроса так: «Пиаром оперу называют люди, которые ничего не понимают, 31% – это те, чьим мнением манипулируют. 26%, которые считают, что это искусство или хулиганство, – это оптимистичные цифры по сравнению с тем, что 20 лет назад люди вообще не воспринимали современное искусство». Подобные опросы скорее говорят нам не о реакции общества на «Тангейзера», которого большинство не видели, а о том, какие СМИ эти люди читают, говорит осужденная по делу Pussy Riot Надежда Толоконникова: «Многие встреченные мной россияне очень удивлялись, узнавая о том, что Pussy Riot не были в храме голыми».

Можно сказать, что более 40% россиян считают режиссерскую трактовку преступлением, подсчитывает политолог Алексей Макаркин: «А количество думающих, что это современное искусство, вероятно, совпадает с числом тех, кто придерживается модернистских взглядов: примерно столько же людей выступают за хорошие отношения с Западом». Большинство россиян стараются не вступать в конфликт с религией, воспринимая ее как нечто постоянное в жизни, когда же кто-то в нее вмешивается, это называют оскорблением религиозных чувств, говорит эксперт. По его словам, православие является частью национальной идентичности, хотя соблюдать основные принципы религии становится необязательно. Свобода слова, наоборот, вызывает раздражение, поскольку россияне считают, что она ухудшает ситуацию в обществе, резюмирует Макаркин.