Свидетель хищений из российского бюджета, вероятно, был отравлен

Эксперт предположила, что умершего в Суррее Александра Перепеличного могли отравить Gelsemium elegans
Александра Перепеличного могли отравить Gelsemium elegans/ Fotolia/PhotoXPress

В желудке российского предпринимателя Александра Перепеличного, который умер 10 ноября 2012 г. у своего дома в графстве Суррей, найдены следы редкого яда растительного происхождения. Как пишет The Guardian, об этом на предварительных слушаниях до начала дознания в коронерском суде Суррея заявила эксперт ботанического сада Кью профессор Моника Симмондс. До сих пор полиция заявляла, что в обстоятельствах смерти россиянина ничего подозрительного не выявлено. Перепеличного называли одним из главных свидетелей по делу о хищениях средств из российского бюджета, которые разоблачил умерший в 2010 г. в СИЗО аудитор Сергей Магнитский. Руководитель инвестфонда Hermitage Foundation Билл Браудер заявил, что еще в 2012 г. требовал от полиции проверить, не был ли тот отравлен, но британские правоохранители проигнорировали его обращения, напоминает ВВС.

Перепеличного нашли мертвым вечером 10 ноября 2012 г. в пригороде Лондона Уэйбридже на улице рядом с его домом. Он скончался во время вечерней пробежки. Ему было 44 года.  Патологоанатомы дважды пытались установить причины смерти  россиянина, но безуспешно. В 2013 г. полиция графства Суррей провела токсикологические тесты, однако признаков насильственной смерти не обнаружила.

Летом 2012 г.  фонд Hermitage распространил информацию, в которой утверждалось о существовании организованной группы, которая была названа "группой Дмитрия Клюева", расхищавшей бюджетные средства через лжевозврат налогов, в том числе через 28-ю налоговую инспекцию в Москве. Причастным к этой группе Hermitage называл бывшего мужа начальника этой инспекции Ольги Степановой Владлена Степанова. Сам Степанов осенью 2011 г. в блоге на сайте "Эха Москвы" заявил, что материалы о его финансовых операциях Hermitage передал Перепеличный, задолжавший ему крупную сумму.

След "дела Литвиненко"

Британская The Telegraph еще в 2012 г. косвенно связала Перепеличного с "делом Литвиненко". По данным газеты, в 2011 - 2012 гг. Перепеличный был ответчиком по четырем искам о невыплате кредитов консалтинговой компании "Джирса", гендиректором которой был бизнесмен Дмитрий Ковтун. Британская полиция подозревает его в причастности к отравлению бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. Сам Ковтун заявил газете, что не занимался оперативным управлением "Джирсой" и с Перепеличным не был знаком.

Перепеличный попросил убежища в Великобритании после дачи показаний против своих бывших московских партнеров по бизнесу в рамках дела о налоговых махинациях. Его представитель утверждал, что  тот покинул Россию, «опасаясь за свою жизнь».

Представитель Hermitage рассказывал, что Перепеличный, который управлял деньгами российских бизнесменов и чиновников на сумму до $200 млн, обратился к ним в 2010 г. после гибели Магнитского и публикации результатов его расследования касательно масштабных хищений из казны. По словам представителя фонда, Перепеличный предоставил доказательства, подтверждающие обогащение конкретных чиновников налогового ведомства, причастных к хищению миллиардов рублей из российского бюджета: "Эти документы были переданы в генеральную прокуратуру Швейцарии, что привело к расследованию уголовного дела об отмывании денежных средств, расследование которого продолжается. Именно поэтому необходимо, чтобы все обстоятельства его смерти были тщательно расследованы".

Уже после смерти Перепеличного The Times писала в ноябре 2012 г. что полгода тому назад МВД Великобритании получило информацию о том, что российские власти интересовались деятельностью этого человека. Источники издания говорили, что в  МВД опасались, что получили "второго Литвиненко".

18 мая должно было начаться дознание по факту смерти Перепеличного. Однако начало процесса отложили из-за показания профессора Симмондс. Эксперт рассказала коронеру Ричарду Траверсу, что в организме умершего она нашла ионы редкого яда, который добывают из растения Gelsemium elegans рода гельземиев, которое растет только в Азии. Теперь будет проведено еще несколько токсикологических экспертиз для полного исключения возможных ошибок.