Региональные власти держат под контролем избирательные комиссии

Лучше всего это видно при смене власти в регионе – тогда же меняется и состав комиссии
В трети российских избиркомов представителей «Единой России» столько же, сколько представителей остальных партий/ Е. Разумный/ Ведомости

В 30% составов избирательных комиссий реальная численность представителей «Единой России» равна числу представителей остальных партий. К таким результатам пришли эксперты фонда «Голос-Урал» в докладе «Составы и организационные особенности деятельности избирательных комиссий субъектов России», который будет представлен сегодня в Комитете гражданских инициатив Алексея Кудрина.

Примерно 15% членов комиссий выдвинуты общественными организациями, но через них администрация региона включает туда лояльных лиц, говорится в докладе. Орловский облизбирком, к примеру, наполовину состоит из общественников, но в основном они из Общественной палаты или других аффилированных с государством организаций. Много в комиссиях представителей ветеранских организаций (Забайкальский край, Томская обл., Крым). В девяти регионах в избиркомах работают члены «Боевого братства».

Принципы, заложенные в формирование избиркомов, – независимость, самостоятельность, коллегиальность – оказались формальными и недействующими, говорит Виталий Ковин, руководитель аналитической группы, работавшей над докладом, вместо этого наблюдаются «неформальные практики»: член одной партии выдвигается в комиссию от другой, представитель общественной организации, выдвинутый в комиссию, оказывается работником администрации, выдвигаемый партией делегат не имеет к ней отношения.

Вернуть деньги

Некоммерческие организации не обязаны признавать себя «иностранными агентами», если вернули отправителю средства, полученные из-за рубежа, определил в среду Конституционный суд. Поводом стало ходатайство ассоциации «Голос».

Ковин пишет, что в большинстве комиссий в качестве кураторов введены представители региональных администраций – в союзе с государственными, муниципальными служащими и представителями «Единой России» они представляют большинство. И даже у представителей оппозиционных думских партий, которые оказались независимыми, нет возможности повлиять на результаты решений, продолжает автор доклада: «Они могут написать особое мнение, но такие люди в комиссиях не задерживаются». Внешне идеальную конструкцию региональные власти используют в своих интересах, считает он: «Это хорошо видно, когда в регионе меняется власть: почти сразу же меняется и состав комиссии». По словам Ковина, система заработает, когда будет достаточное количество конкурирующих сил.

Первый замруководителя фракции «Единой России» в Думе Николай Булаев считает, что другим партиям никто не запрещает участвовать в избиркомах: «Большинство обиженных просто не принимают участия в кампаниях и даже не могут найти людей в комиссии».

Нынешний порядок позволяет формировать избирательные комиссии из людей, полностью зависимых от администрации, согласен с выводами доклада член Совета по правам человека (СПЧ) Илья Шаблинский. СПЧ подготовил предложения по изменению избирательного законодательства: формировать избирательные комиссии всех уровней на основе предложений политических партий. Если же кандидатов окажется больше, чем мест в избиркомах, пусть рассудит жребий, считают в СПЧ.