Администрация президента против уголовного наказания для юридических лиц
Эта инициатива Следственного комитета вряд ли станет реальностьюВ администрации президента не поддерживают продвигаемый Следственным комитетом России (СКР) законопроект об уголовной ответственности юридических лиц. Такие меры работать не будут, заявил вчера на Международном юридическом форуме в Петербурге заместитель начальника управления президента по вопросам противодействия коррупции Валентин Михайлов. По его словам, судьи не готовы привлекать юрлиц к уголовной ответственности. Михайлов напомнил, что отрицательный отзыв на законопроект дал Верховный суд, а учитывая размер грозящих предприятию штрафов, «мы понимаем, что это значит для бизнеса». Он напомнил, что закон и так предусматривает сейчас административную ответственность юрлиц за коррупцию, этот вопрос находится в ведении Генпрокуратуры.
Еще один аргумент следователей в пользу новой статьи в Уголовный кодекс (УК) – возможность проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении компаний, вспомнил Михайлов. Но неограниченной возможности прослушивать телефоны компаний у правоохранителей все равно не появится, уверен он. Поправки в УК об уголовной ответственности для юрлиц были подготовлены СКР и зампредом комитета Госдумы по законодательству Александром Ремезковым и внесены в Госдуму в марте. Законопроект вводит уголовную ответственность для компаний по четырем десяткам статей: отмывание доходов, дача взятки, содействие терроризму, массовые беспорядки, использование рабского труда, организация незаконной миграции и т. д. «Высшие меры наказания» за особо опасные преступления – запрет на работу в России, принудительная ликвидация и конфискация имущества.
Начальник управления президента по вопросам противодействия коррупции Олег Плохой вчера назвал инициативу «дискуссионной». Но, знает чиновник администрации, фактически вопрос закрыт: точку в споре поставил глава государства. Также Михайлов вчера дал понять, что в администрации считают неэффективным прямое заимствование антикоррупционного опыта других стран: средства противодействия коррупции давно превратились в инструмент геополитической борьбы. Пример тому – скандал с претензиями к высокопоставленным чиновникам FIFA.
Не только УК
В проекте нового Кодекса об административных правонарушениях предлагается норма о ликвидации юрлиц, но ее одобрение депутатами тоже под вопросом – против выступают юристы и крупные компании («Газпром» и «Лукойл»).
«Политизация коррупции ставится во главу угла на всех политических площадках», – поддержал Михайлова начальник следственного департамента МВД Александр Савенков. «Вот казалось бы, Transparency International и «Евровидение» – разные вещи, а механизмы одни и те же: жюри никто не видел, вроде бы учитывают мнение населения, а рейтинг стран в конце концов определяет какой-то дядя. И Россия оказывается в одном ряду с Нигерией и Камеруном, а разве это справедливо? Нет, поэтому не следует комплексовать из-за рейтинга», – уверен Савенков.
В России приоритетом национальной антикоррупционной стратегии становится формирование социального контроля, практически разрушенного за последние 20–25 лет, заявил Михайлов. Общество должно считать героем, а не стукачом человека, который сообщил о том, что его коллега получил взятку. В прошлом году 6500 чиновников заявили о том, что им пытались дать взятку, знает Михайлов.
Первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Алексей Александров предлагает пойти дальше и ввести дополнительную форму проверок чиновников – провокацию взятки. Если о возможности таких проверок чиновник будет предупрежден уже при приеме на работу, то претензий к этической стороне вопроса возникать не должно, считает Александров.