Администрация президента против уголовного наказания для юридических лиц
Эта инициатива Следственного комитета вряд ли станет реальностью
В администрации президента не поддерживают продвигаемый Следственным комитетом России (СКР) законопроект об уголовной ответственности юридических лиц. Такие меры работать не будут, заявил вчера на Международном юридическом форуме в Петербурге заместитель начальника управления президента по вопросам противодействия коррупции Валентин Михайлов. По его словам, судьи не готовы привлекать юрлиц к уголовной ответственности. Михайлов напомнил, что отрицательный отзыв на законопроект дал Верховный суд, а учитывая размер грозящих предприятию штрафов, «мы понимаем, что это значит для бизнеса». Он напомнил, что закон и так предусматривает сейчас административную ответственность юрлиц за коррупцию, этот вопрос находится в ведении Генпрокуратуры.
Еще один аргумент следователей в пользу новой статьи в Уголовный кодекс (УК) – возможность проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении компаний, вспомнил Михайлов. Но неограниченной возможности прослушивать телефоны компаний у правоохранителей все равно не появится, уверен он. Поправки в УК об уголовной ответственности для юрлиц были подготовлены СКР и зампредом комитета Госдумы по законодательству Александром Ремезковым и внесены в Госдуму в марте. Законопроект вводит уголовную ответственность для компаний по четырем десяткам статей: отмывание доходов, дача взятки, содействие терроризму, массовые беспорядки, использование рабского труда, организация незаконной миграции и т. д. «Высшие меры наказания» за особо опасные преступления – запрет на работу в России, принудительная ликвидация и конфискация имущества.
Начальник управления президента по вопросам противодействия коррупции Олег Плохой вчера назвал инициативу «дискуссионной». Но, знает чиновник администрации, фактически вопрос закрыт: точку в споре поставил глава государства. Также Михайлов вчера дал понять, что в администрации считают неэффективным прямое заимствование антикоррупционного опыта других стран: средства противодействия коррупции давно превратились в инструмент геополитической борьбы. Пример тому – скандал с претензиями к высокопоставленным чиновникам FIFA.
Не только УК
«Политизация коррупции ставится во главу угла на всех политических площадках», – поддержал Михайлова начальник следственного департамента МВД Александр Савенков. «Вот казалось бы, Transparency International и «Евровидение» – разные вещи, а механизмы одни и те же: жюри никто не видел, вроде бы учитывают мнение населения, а рейтинг стран в конце концов определяет какой-то дядя. И Россия оказывается в одном ряду с Нигерией и Камеруном, а разве это справедливо? Нет, поэтому не следует комплексовать из-за рейтинга», – уверен Савенков.
В России приоритетом национальной антикоррупционной стратегии становится формирование социального контроля, практически разрушенного за последние 20–25 лет, заявил Михайлов. Общество должно считать героем, а не стукачом человека, который сообщил о том, что его коллега получил взятку. В прошлом году 6500 чиновников заявили о том, что им пытались дать взятку, знает Михайлов.
Первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Алексей Александров предлагает пойти дальше и ввести дополнительную форму проверок чиновников – провокацию взятки. Если о возможности таких проверок чиновник будет предупрежден уже при приеме на работу, то претензий к этической стороне вопроса возникать не должно, считает Александров.