Минюст поищет иностранных агентов среди религиозных организаций

Отследить финансирование экстремистов это вряд ли поможет, считают эксперты
Поисками «иностранных агентов» среди религиозных организаций займется Минюст/ ТАСС

Комитет Госдумы по делам общественных объединений одобрит во вторник правительственный законопроект о проверках религиозных организаций на наличие иностранного финансирования. Поправки в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», внесенные в Думу в апреле, должны помочь выявлять нарушения законодательства и факты причастности таких организаций к экстремистской и террористической деятельности, говорится в пояснительной записке. За основу взяты применяемые сейчас формы и методы контроля за деятельностью некоммерческих организаций (НКО).

В частности, законопроектом предлагается разграничить предмет проверок деятельности религиозных организаций в зависимости от получения ими иностранного финансирования. Плановые проверки будут проводиться в целях контроля за соблюдением законодательства. Если же организация получает иностранное финансирование или в ее работе есть признаки экстремизма и иных нарушений, то проверке также будет подвергаться ее финансово-хозяйственная деятельность. Организации, которые не получали средств от иностранцев или получили и потратили менее 3 млн руб. в год, будут освобождены от предоставления отчетности.

Смена субъекта

Запрос в Конституционный суд о переносе думских выборов направит Совет Федерации, а не Госдума, сообщил ее председатель Сергей Нарышкин: в этом вопросе Совфед «в большей степени выступает как нейтральная сторона».

«По законопроекту будут технические поправки ко второму чтению. Например, если организация получает из-за рубежа 3 млн руб., но не уведомляет об этом, то у Минюста не остается оснований для проверки, а это пробел, над которым тоже нужно подумать», – говорит председатель профильного комитета Ярослав Нилов (ЛДПР). По его словам, организаций, подпадающих под этот закон, очень много – включая и РПЦ: «Правительство просто придает процессу финансирования прозрачность и открытость». Законопроект готовился не под кого-то конкретно, это было поручение президента, поясняет собеседник в комитете. Но если его примут в таком виде, то в случае, когда организация не получает иностранного финансирования и движение по ее счетам меньше 3 млн руб., у Минюста вообще не остается оснований ее проверить, что может «породить беспредел маленьких организаций», считает он.

Законопроект улучшает жизнь религиозных организаций и освобождает их от излишнего контроля со стороны органов юстиции, полагает руководитель юридической службы Московской патриархии Ксения Чернега. Сейчас эти организации сдают отчеты в Минюст на основании ст. 32 закона об НКО, а новый проект выводит их из-под действия этой статьи и позволяет требовать отчетность о доходах и расходах только от тех, кто финансируется из-за рубежа, поясняет Чернега: «Все остальные будут направлять уведомления без указания источников, размеров финансирования и величины расходов. Отчетность для большинства религиозных организаций, таким образом, будет просто отменена». По ее словам, у РПЦ иностранного финансирования нет. Закон усложнит жизнь тем, кто получает иностранное финансирование, согласен первый заместитель начальствующего епископа – управляющего делами Российского объединенного союза христиан веры евангельской Константин Бендас, но для пятидесятников, не получающих зарубежных денег, ничего не изменится.

Мусульманские организации тоже в основном финансируются из источников внутри страны, говорит первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов: «Однако у нас есть партнерские взаимоотношения при организации различных мероприятий с иностранными мусульманскими фондами, которые участвуют в их финансировании, – поэтому появится дополнительная отчетность». Изначально этот проект был направлен на борьбу с экстремизмом и радикализмом, но под его действие подпадут скорее официальные организации, а не нелегальные незарегистрированные структуры, полагает Аббясов. «Даже приняв такой закон, власти не смогут контролировать неофициальные денежные потоки, которые подпитывают салафитские или ваххабитские организации», – согласен собеседник в одной из религиозных организаций. А возможность внеплановых проверок и так есть и у ФСБ, и у Центра по противодействию экстремизму, напоминает он.

Де-факто закон ничего не меняет, поскольку религиозные организации и так отчитывались о поступлениях, говорит руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин. Но закон неприятен тем, что он меняет атмосферу, считает Горин: «Это еще одна статья контроля за религиозными организациями, и это не соответствует духу отделения церкви от государства. Это не просто контролируемая деятельность, но и юридическая возможность ее прикрыть».