Понятие политической деятельности должно быть единым, считают правозащитники

Минюст и СПЧ готовят новую концепцию законодательства о некоммерческих организациях
Минюст и Совет по правам человека обсуждают новую концепцию законодательства о некоммерческих организациях/ А. Астахова/ Ведомости

Рабочая группа Минюста и президентского Совета по правам человека (СПЧ) продолжает работать над гармонизацией законодательства о некоммерческих организациях (НКО). При этом Минюст настаивает на сохранении закона об НКО, а правозащитники – на его отмене либо трансформации в закон «О государственной регистрации, контроле и поддержке НКО».

«Многие нормы закона об НКО ушли в Гражданский кодекс, поэтому, когда мы их уберем, сама структура закона изменится», – поясняет председатель СПЧ Михаил Федотов. Закон об НКО не нужен, поскольку есть Гражданский кодекс, специальные законы и планируется создание закона «О праве граждан на объединение», говорит член Общественной палаты Владислав Гриб: «Минюст же интересует, куда включить статьи об иностранных агентах, социально ориентированных НКО и особом порядке регистрации НКО». Ранее правозащитники предлагали распределить эти нормы по другим законам. В концепцию гармонизации законодательства об НКО будут включены оба варианта.

Понятие иностранного агента сохранится, но не в нынешнем виде, полагает Федотов. В частности, нужно четко прописать понятие политической деятельности – возможно, как в модельном законе «О неправительственных организациях», принятом Межпарламентской ассамблеей СНГ. «Политическая деятельность запрещена для определенной категории граждан, например для судей и прокуроров. Поэтому нужна определенность, иначе в законе «О некоммерческих организациях» написано одно, а в законе «О Конституционном суде» – другое. А неопределенность понятия обращает правовую норму в произвол», – уверен Федотов. Напряжение в секторе НКО возникло из-за нечеткости формулировок, подтверждает Гриб: «Минюст согласен, что корректировка нужна, но пока не предлагает конкретики».

В прошлом году Конституционный суд не нашел признаков политической деятельности в статьях своего председателя Валерия Зорькина, опубликованных в «Российской газете». Судьи пришли к выводу, что статьи являются выражением его «научно-теоретических и философско-правовых взглядов на государство и право» и «формой политического просвещения граждан». Одним из доводов при обжаловании закона об иностранных агентах было то, что термин «политическая деятельность» должен быть единообразным для всех, но суд сделал оговорку, что рассматривает это понятие только по закону об иностранных агентах, говорит адвокат Рамиль Ахметгалиев, хотя оно «должно быть одним для всех».

Законодательство об НКО необходимо менять, поскольку новая версия Гражданского кодекса вошла в противоречие с законом об НКО, говорит член СПЧ Елена Тополева-Солдунова. Но иностранными агентами рабочая группа заниматься не будет, поскольку у нее задача глобальнее, говорит она: «По агентам есть множество предложений – аккредитация иностранных программ доноров, создание общественно-консультативного совета и списка уточнений по формам деятельности. Сейчас мы ждем отмашки от Минюста и администрации президента для совместного обсуждения».