Уральский муниципалитет пожаловался в Конституционный суд на федеральный мусор

Для его уборки у администрации Североуральска не хватает средств
Очистка леса от захламления должна производиться за счет нарушителя/ А. Махонин/ Ведомости

Конституционный суд проверит нормы закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», относящие сбор, вывоз и утилизацию мусора к вопросам местного значения. Об этом сообщает сайт суда. Поводом стала жалоба администрации Североуральска Свердловской области, которую горсуд несколько раз обязывал ликвидировать несанкционированные свалки, обнаруженные на землях лесного фонда, т. е. на федеральных землях. Принимая такое решение, суд ссылался на закон о местном самоуправлении, по которому вопросы уборки мусора являются предметом местного значения, следует из жалобы. При этом, по мнению суда, не имеет значения, кому принадлежит земля, на которой обнаружен мусор. В администрации города с таким подходом не согласны – он ограничивает самостоятельность местного самоуправления и нарушает имущественные права муниципалитетов, подчеркивает заявитель.

Земли лесного фонда входят в состав территории муниципального образования, но согласно гражданскому и лесному законодательству за их содержание отвечает собственник, т. е. Российская Федерация, поясняет сотрудник североуральской администрации. По нормативным документам Федерального агентства лесного хозяйства при выявлении несанкционированной свалки на территории лесного фонда уполномоченным органам исполнительной власти следует принять меры к поиску виновника, ведь очистка леса от захламления должна производиться за счет нарушителя. Если в течение года таковой не обнаружен, работы по очистке территории вносятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий. На практике же выявившие свалку лесничие составляют акты о нарушении (без указания нарушителей) и направляют их прокурору, а тот выносит представление администрации и тут же обращается в суд с иском, за год их может быть несколько. А бюджет уже спланирован и такая строка расходов просто не предусмотрена, подчеркивает собеседник. По его словам, муниципалитет убирает несанкционированные свалки на территориях населенных пунктов, в том числе на землях общего пользования, т. е. там, где речь идет непосредственно об интересах населения, но считает, что заботиться о землях лесного фонда должен собственник либо соответствующие полномочия должны быть переданы органам местного самоуправления в установленном порядке.

Летняя арифметика

На территории Горетовского поселения было 1700 местных жителей и 20 000 дачников, которые все лето живут в деревне, там же мусорят, но никак при планировании бюджета не учитываются, поясняет Кузьмин.

Мусор – это огромная проблема практически для всех муниципалитетов, говорит бывший глава Горетовского поселения Можайского района Подмосковья Алексей Кузьмин. Бюджет рассчитывается исходя из нормативов образования отходов на одного жителя, в реальности же мусора, как правило, оказывается гораздо больше (см. врез). И за рамки бюджета глава муниципалитета выйти не может, даже если деньги есть, поясняет Кузьмин: «Завтра контрольно-ревизионная служба с меня спросит». Были бы у муниципалитетов полномочия собирать деньги на вывоз мусора с частного сектора, и вопросов бы не возникло, подчеркивает бывший глава поселения.

Диссонанс между полномочиями и бюджетом муниципалитетов давно стал общим местом, на это не жаловался только ленивый, напоминает политолог Александр Кынев. Денег не хватает даже на те полномочия, которые официально закреплены за местными властями, это совершенно типичная ситуация, но если случается какое-то ЧП, то «крайними» всегда оказываются муниципальные власти, которые «не обеспечили и не предусмотрели». В этой ситуации выбор тактики «лучший вид защиты – нападение» вполне оправдан, считает эксперт.