Матвиенко: Россия не обязана исполнять решения ЕСПЧ, противоречащие Конституции

Нарушение Конституции спикер Совета Федерации считает самым большим грехом в законодательстве
Матвиенко: Россия не обязана исполнять решения ЕСПЧ, противоречащие Конституции/ Е.Разумный/ Ведомости

Россия должна исполнять решения ЕСПЧ и других международных судов только в случае, если они не противоречат Конституции и российскому законодательству, заявила на пресс-конференции по итогам весенней сессии спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. "Если нам навязывают чуждые постулаты, которые не соответствуют Конституции, то мы не имеем права их исполнять. Нарушение Конституции - это самый большой грех в законодательстве", - сказала она.

Спикер отметила, что Страсбургский суд "все в большей и большей мере начинает принимать решения политизированного характера под определенным давлением". Она ожидает нарастания этой тенденции.

Конституционный суд России в настоящее время рассматривает вопрос о приоритетности решений ЕСПЧ для российского законодательства. Депутаты Госдумы попросили КС признать противоречащими Основному закону страны нормы, декларирующие приоритет решений ЕСПЧ над национальным правом. "Мы просим разъяснить, можем ли мы не исполнять решения этого суда, если они вступают в противоречие с нашей Конституцией", - объяснял ранее суть запроса депутат Александр Тарнавский. Протест депутатов вызвали решения Евросуда о взыскании в пользу экс-акционеров ЮКОСа 1,8 млрд евро, а также о необходимости предоставить право голоса заключенным.

Представитель президента России в Конституционном суде (КС) Михаил Кротов 1 июля заявил, что, "несмотря на наличие системной проблемы в определении границы компетенции ЕСПЧ", не видит оснований для признания неконституционным закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней». Это противоречило бы общепринятым принципам международного права, в соответствии с которыми КС проверяет международный договор на соответствие Конституции до его заключения, а не после.

Однако, дал понять представитель президента, спорные нормы вовсе не предполагают обязательность исполнения решений ЕСПЧ, если те противоречат Конституции или правовым позициям КС. В случае сомнения последнее слово остается за КС, решения которого имеют безусловный приоритет. Аналогичную позицию заняли представители Генпрокуратуры и Минюста.

28 мая на Международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге председатель КС Валерий Зорькин заявил, что Конституция России имеет приоритет над международными правовыми нормами, если лучше защищает баланс прав и интересов. До этого в поддержку приоритета национального права над международным неоднократно высказывался председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. «Я перелистал конституции всех 43 европейских государств. Большинство из них не включают <...> нормы международного права в свою правовую систему», – говорил он 26 мая (цитата по "Интерфаксу").  В частности, он предлагал исключить из Конституции "положения, согласно которым международное право составляет неотъемлемую часть правовой системы РФ, и закрепить в ней приоритет национального законодательства" (цитата по ТАСС). Еще Бастрыкин предлагал наделить Конституционный суд правом проверки конституционности положений международного права, а также того толкования, которое было придано им при разрешении дела международной судебной инстанцией в отношении прав и законных интересов Российской Федерации.