Россия ждет от лидеров стран ШОС и БРИКС поддержки против Запада

Но члены этих структур не готовы вслед за Москвой идти на конфронтацию
Несмотря на то что в Уфе одновременно пройдут два форума, уровень работы на них будет разным/ А. Гордеев/ Ведомости

Уфа со вчерашнего дня стала экономическим и политическим центром Евразии – с 8 по 10 июля под председательством Владимира Путина пройдут саммиты БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Помимо саммитов у Путина запланировано 11 двусторонних встреч с лидерами стран, часть из которых (с КНР, Индией, ЮАР, Белоруссией) состоялись уже в среду. На встрече лидеров ШОС будет принято решение о начале процесса присоединения к этому региональному блоку Индии и Пакистана, принята стратегия развития организации до 2025 г., говорил ранее помощник президента по международным вопросам Юрий Ушаков. 2 июля секретариат ШОС получил заявку о приобретении статуса партнера по диалогу от Египта, а заявка на членство Ирана, президент которого Хасан Роухани также должен был прибыть в Уфу, «будет рассмотрена рано или поздно, по мере того, как будут сняты санкции Совбеза ООН», сказал Ушаков.

Юрий Ушаков
Помощник президента России

Лидеры [стран БРИКС и ШОС] на фоне уже одобренных положений проведут более тщательный анализ ситуации на Украине и, естественно, с интересом воспримут оценки, которые выскажет Владимир Владимирович на этот счет.

Несмотря на то что в Уфе одновременно пройдут два форума, уровень работы на них будет разным. Серьезных прорывов от БРИКС ждать не стоит, поскольку они были в 2014 г. (создание банка развития и пула валютных резервов), этот клуб пока важен своим существованием в целом как прототип нового подхода к мировым делам, говорит председатель Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов: «Будет общая дискуссия и принятие декларации, которая, как принято, будет очень сбалансированной, потому что все, кроме России, всячески избегают резкости – им просто это не нужно. Они одобряют критику Запада из-за его нежелания делиться полномочиями, но не поддерживают желания идти с забралом на редут». Повестка ШОС более конкретная, но многие проекты «подверстаны из двусторонней повестки для большей внушительности», добавляет эксперт. По его словам, для России важно завершить присоединение новых членов, чтобы не быть лицом к лицу с Китаем и иметь возможность маневра, а вторая задача – вернуть к ШОС интерес Пекина, который утратил его из-за сопротивления Москвы инициативе создания Банка развития.

Для Москвы важно, чтобы по итогам форумов обе организации сделали шаг вперед по освоению политико-экономического пространства, на которое они рассчитывают и готовы, говорит депутат Госдумы Василий Лихачев. Встреча в Уфе, где Путина почти всю неделю будут окружать влиятельные иностранные партнеры, – это компенсация за полтора года дипломатической блокады, за невъездных на Запад друзей и подчиненных, за сорванный саммит G8 в Сочи, пишет эксперт Московского центра Карнеги Александр Габуев на сайте центра. Повестка двух саммитов объединяет два самых важных внешнеполитических проекта России, стихийно оформившихся после украинского кризиса: их можно условно назвать «глобальный Незапад» и «российско-китайская Евразия». В Москве рассчитывают, что это направление даст новые точки росту ее экономики, но в своей эйфории Москва, похоже, одинока: другие партнеры понимают ограниченность БРИКС и ШОС, считает Габуев.