Антикоррупционные ограничения распространятся на лесников и рыбинспекторов

Депутаты разработали поправки в закон о противодействии коррупции
Единороссы взялись за лесников/ А. Астахова/ Ведомости

Депутат Госдумы Рафаэль Марданшин («Единая Россия») совместно с депутатами Брянской облдумы разработал поправки в закон о противодействии коррупции. По мнению авторов законопроекта, в России существует категория чиновников, чья деятельность связана с высокими коррупционными рисками, но которые тем не менее не подпадают под действие антикоррупционного закона. Дело в том, что в законе предусмотрены все ограничения для работников по трудовому договору в федеральных госорганах, но если полномочия по созданию госорганов переданы с федерального уровня регионам (т. е. когда федеральное министерство просит, чтобы регион сам создал необходимое учреждение), то для чиновников таких органов никакие ограничения не прописаны. В результате, подчеркивают депутаты, становятся возможными ситуации, когда, например, государственный лесной инспектор, не являющийся государственным гражданским служащим, одновременно может быть трудоустроен у арендатора лесного участка (см. врез).

Это несовершенство в законодательстве было выявлено в рамках работы партийного проекта «Комфортная правовая среда» в Брянской области, пояснил «Ведомостям» Марданшин. «Закон о противодействии коррупции распространяет свое действие на некоторых работников госучреждений, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами государственной власти. Однако если Федерация делегирует исполнение полномочий субъектам, а они, в свою очередь, создают для этих целей госучреждения субъектов, то на их работников антикоррупционное законодательство не распространяется», – объяснил депутат. По его словам, речь идет лишь о некоторых видах служащих, имеющих властные полномочия и могущих составлять протоколы о нарушениях: рыбинспекторах, лесниках и т. д.

Слуги двух господ

«Складывается парадоксальная ситуация, когда одно и то же лицо, осуществляющее властные полномочия, обладает возможностью трудоустройства у объекта его же надзора и контроля», – отмечается в пояснительной записке.

Лица, наделенные властными полномочиями в субъектах, не должны остаться без антикоррупционного контроля, согласен член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов («Единая Россия»). «Но когда мы федеральным законом затрагиваем неопределенный перечень лиц, работающих по трудовому договору в субъектах, необходимо понимать, что все субъекты очень разные: где-то преобладает лесное хозяйство, где-то – сельское. Нужно учитывать эти факторы. Полномочия у них тоже очень разные, и сейчас непонятно, о каком количестве людей идет речь», – оговаривается депутат. По его мнению, кроме ограничений, накладываемых на сотрудников, должна быть выстроена эффективная система организации контроля. Костунов отметил, что при рассмотрении законопроекта обязательно будет учтена позиция регионов.

Чиновники субъектов Федерации, безусловно, относятся к госслужащим, но сейчас определенная их часть не подпадает под действие закона о коррупции из-за закона о передаче полномочий с федерального на региональный уровень, объясняет проректор РАНХиГС Александр Сафонов: «Например, Минприроды передало часть полномочий региону – и получается, что эти люди выпали из числа «особенных». Их не очень много, речь идет о десятках тысяч служащих». «Ничего страшного в том, чтобы устранить этот пробел и расширить действие закона, нет. Тем более что такие должности, как сотрудники лесного хозяйства или рыбные инспектора, достаточно коррупциогенные», – добавляет профессор кафедры государственной службы и кадровой политики РАНХиГС Виктор Нечипоренко.