За фальсификацию итогов выборов наказывают редко и мягко, выяснили аналитики «Голоса»

А ее организаторами часто являются «неустановленные лица»
Членов избиркомов за нарушения избирательного законодательства наказывают не строго/ А. Астахова/ Ведомости

Членов избиркомов за нарушения избирательного законодательства наказывают не строго, крайне неохотно и нередко только для того, чтобы скрыть более серьезные нарушения, такие как фальсификация избирательных документов или итогов голосования. Об этом говорится в докладе, подготовленном фондом «Голос-Урал» и движением «Голос» по результатам мониторинга судебной практики за последние шесть лет.

Материалом для анализа стали судебные решения и сообщения средств массовой информации в 37 регионах, где фиксировались грубые нарушения со стороны членов избиркомов, говорит эксперт «Голоса» Денис Шадрин. Всего за шесть лет найдено 26 приговоров по уголовным делам и несколько сотен административных дел. Как выяснили аналитики «Голоса», фальсификация итогов голосования (ст. 142 и 142.1 УК) грозит штрафом от 5000 до 200 000 руб. или назначением условного срока осуждения (до двух лет). Сведений о назначении членам комиссий реального наказания не зафиксировано. Дела возбуждались лишь в малом числе случаев, когда были основания полагать, что совершено правонарушение или преступление, отмечают авторы доклада. Также замечено, что в судебных актах часто встречаются «неустановленные лица», которые, по данным следствия, являются непосредственными организаторами преступления. Правоохранительные органы не настроены на их поиск, а сами члены комиссий не раскрывают на следствии и суде имен и должностей организаторов.

Что почем

За фальсификацию итогов голосования могут оштрафовать на сумму до 200 000 руб. За нарушение при оформления протокола штраф до 2000 руб., за нарушение порядка подсчета голосов – 500 руб.

К административной ответственности наиболее часто членов избиркомов привлекали за нарушения при оформлении копии протокола об итогах голосования. Объясняется это тем, что сама копия протокола об итогах голосования является письменным доказательством административного нарушения, объясняют авторы доклада. При отсутствии возможности наказать членов комиссии за более серьезное нарушение, когда оно должным образом не зафиксировано, партии и кандидаты пытаются привлечь членов комиссий по формальному поводу за неправильное заверение копии протокола.

По итогам выборов мэра Москвы в 2013 г. коммунисты направили в прокуратуру 150 обращений с требованием привлечь к ответственности сотрудников участковых комиссий за неправильное оформление протоколов, вспоминает руководитель юридической службы московского горкома КПРФ Мухамед Биджев. В итоге возбудили 68 административных производства, но принято всего четыре постановления о привлечении сотрудников комиссий к ответственности, остальные дела закрыли за истечением срока давности или отсутствием согласования прокурора. Нарушения на выборах, безусловно, допускают представители всех политических партий, говорит сенатор Вячеслав Тимченко («Единая Россия»). «Но в основном жалуются как раз те, кто больше всего и нарушает. Реакция на такие нарушения должна быть скорее не уголовная или административная, а общественная – если общество видит, что теми или иными политическими силами допускаются нарушения, оно не должно голосовать за них», – отмечает сенатор.