Конкурентность выборов снижается, полагают независимые эксперты

Комитет гражданских инициатив и «Голос» оценили ход региональной кампании
Соратники Михаила Касьянова, Алексея Навального и Ильи Яшина (на фото) по Демократической коалиции помогли повысить конкуренцию на выборах, но лишь в отдельных регионах/ Е. Разумный/ Ведомости

Наибольшее число партсписков было выдвинуто в регионах, где в выборах планировала участвовать Демократическая коалиция на базе «РПР-Парнаса». Об этом говорится в двух докладах об итогах выдвижения кандидатов на региональных выборах, подготовленных Комитетом гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина и движением «Голос». В 2014 г. нигде не было более 15 списков, а в этом году в Костромской области списки выдвинули 20 партий, в Калужской – 18, в Новосибирской – 15, поясняют эксперты «Голоса». В целом конкурентность выборов снижается, она была обеспечена только в регионах, где была Демкоалиция, уточняет эксперт КГИ Александр Кынев. Кроме того, КГИ констатирует, что вследствие ужесточения избирательного законодательства продолжается процесс уменьшения числа партий, участвующих в выборах, – в этом году лишь 38 партий выдвинули списки на значимых выборах, а 25 партий не выдвинули ни одного кандидата.

Эксперты также отмечают снижение числа самовыдвиженцев на парламентских выборах – если в 2014 г. их было в среднем два человека на мандат, то в этом году – всего 0,8, говорится в докладе «Голоса». Система так настраивается, что самовыдвиженцам организационно сложнее участвовать в выборах, чем партийцам, поясняет эксперт «Голоса» Виталий Ковин, кроме того, для них увеличилось число подписей до 3%, тогда как партии собирают 0,5%: «А на муниципальных выборах самовыдвиженцами идут люди с небольшим опытом и без больших средств. К тому же люди видят, что у муниципальных депутатов нет полномочий и влияния».

Своими силами

Кандидаты в губернаторы от КПРФ смогли опереться на своих депутатов только в Амурской, Иркутской, Костромской областях и Еврейской автономной области, но и там пришлось обращаться за помощью к единороссам, отмечают эксперты КГИ.

В обоих докладах отмечаются негативные тенденции применения на губернаторских выборах муниципального фильтра, который эксперты считают завышенным. Реальная конкуренция отсутствует, а голосование приобретает черты референдума по отношению к безальтернативной кандидатуре, говорится в докладе КГИ. По-прежнему применяется организованный сбор подписей муниципальных депутатов в поддержку действующих губернаторов и их «спарринг-партнеров» (см. врез). В прошлом году многие кандидаты с высокими рейтингами попробовали участвовать в выборах и почти нигде не были допущены, а в этом году «тяжеловесы» даже не пытались регистрироваться, говорит Кынев: «В итоге мы видим полную профанацию, когда кандидаты поддерживают губернатора или даже снимаются, только в двух регионах есть какое-то подобие конкуренции: это Иркутская и Омская области».

Практика применения муниципального фильтра еще не такая большая, чтобы делать выводы, но на сегодняшний день конкуренция меньше четырех человек на место – редкое явление, считает зампред фракции «Единая Россия» в Госдуме Николай Булаев: «Другой вопрос – кого партии выдвигают, уровень претендентов не очень высокий, но это вина не законодателя, а партий». Демократы же хотят «отпиарить нежелание якобы видеть их на выборах», уверен депутат: «Ни один социологический опрос не дает им положительного прогноза – а значит, выгоднее сняться с выборов и списать это на тех, кто их якобы не пускает». Статистики по самовыдвиженцам Булаев не знает, но «интуитивно не сказал бы, что их стало меньше»: «Число самовыдвиженцев не характеризует качество выборов – выдвиженцы от партий бывают на порядок сильнее».

Проще идти от партий, потому что человек идет в команде и сбором подписей занимается партия, согласен с выводом об уменьшении числа самовыдвиженцев Вадим Соловьев (КПРФ). От муниципального фильтра надо отказываться и для парламентских партий его быть не должно – на выборы президента идут без фильтра, а на губернаторские – с фильтром, возмущается коммунист: «Для партий без представительства в Госдуме нужно оставить минимальный фильтр, но без подписей депутатов, которые зависят от администрации и партии власти и поэтому не пропускают неугодных. Только КПРФ может в тяжелой борьбе сама собирать эти подписи – фильтр создает одностороннее преимущество для партии власти». Благодаря «подтягиванию» либерального электората выборная кампания действительно проходит оживленнее, говорит Соловьев: «Но у них беда – во-первых, они никак не могут договориться, во-вторых, часто пытаются через деньги решить момент сбора подписей – и вокруг них появляются махинаторы».