Экспортировать запчасти к военной технике смогут только управляющие компании холдингов

Это может привести к бюрократизации процесса, опасаются в отрасли
Среди наиболее крупных по объемам продаж – КБП, КБМ (входят в холдинг «Ростеха» «Высокоточные комплексы»), «Сухой», РСК «МиГ» (входят в ОАК), верфь «Звездочка» и «Адмиралтейские верфи» (входят в ОСК)/ Е. Стецко/ Ведомости

Правительство во вторник внесло в Госдуму пакет поправок в закон «О военно-техническом сотрудничестве», которые меняют правила лицензирования компаний, имеющих право на экспорт запчастей, сервисных и других услуг для продукции военного назначения. В случае принятия закона право на такие лицензии будут иметь лишь управляющие компании вертикально-интегрированных компаний оборонно-промышленного комплекса. Компании, которые имеют лицензии, но не подпадают под это определение, утратят такое право, однако смогут завершить выполнение уже подписанных контрактов. В пояснительной записке к законопроекту, подписанной заместителем директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) Константином Бирюлиным, говорится лишь о том, что принятие нового порядка «целесообразно». Оперативный ответ на запрос «Ведомостей» в Федеральную службу по ВТС о причинах нововведения получить не удалось.

Размер рынка

2,5 миллиарда долларов составил российский экспорт запчастей и сервисных услуг в 2014 г. при общем объеме экспорта вооружений в $15,5 млрд

Ранее в России наряду с государственным посредником – «Рособоронэкспортом» – существовало несколько компаний, имевших право на экспорт так называемой финальной продукции, т. е. готовых образцов вооружений по специальному перечню (самолетов, ракет и т. д.). С 2007 г. 100%-ным монополистом в этой области стал «Рособоронэкспорт» (входит в госкорпорацию «Ростех»), но с целью придания гибкости и ради улучшения сервиса ранее поставленной техники, что считается традиционно больным местом российских экспортеров вооружений, получать лицензии на поставку запчастей, сервисных и ряда других услуг смогли и другие компании. Сейчас такие лицензии Федеральной службы по ВТС имеют, по информации на ее сайте, 25 таких компаний: 11 из них согласно поправкам потеряют право экспорта, а остальные 14 как раз являются вертикально-интегрированными холдингами, в том числе в составе «Ростеха». Среди наиболее крупных по объемам продаж – КБП, КБМ (входят в холдинг «Ростеха» «Высокоточные комплексы»), «Сухой», РСК «МиГ» (входят в ОАК), верфь «Звездочка» и «Адмиралтейские верфи» (входят в ОСК).

Топ-менеджер одного из вертикально-интегрированных холдингов, уже имеющих лицензию, говорит, что принятие поправок давно назрело и необходимо для организации лучшего планирования и контроля экспортной политики, а также рационального расходования получаемых от экспорта средств, что особенно важно в условиях девальвации рубля. По его словам, это решение не скажется на эффективности послепродажного обслуживания. Иное мнение у менеджера одной из компаний, которой предстоит сдать лицензию по новому закону. Управляющие компании, по его мнению, наверняка установят высокие комиссионные за свои услуги и станут еще одним бюрократическим звеном, при этом часть из них не имеет необходимых кадров и связей и их функция будет чисто паразитической.

Действующая система ВТС существует уже восемь лет и так или иначе работает, вносить в нее изменения следует осторожно, опасается эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.