Журналист Олег Кашин заявил, что дело о его избиении раскрыто

Мотивом могло стать публичное оскорбление журналистом губернатора Псковской области
Имена людей, избивших Олега Кашина, появились в деле лишь через пять лет после преступления/ А. Астахова/ Ведомости

Журналист Олег Кашин заявил, что резонансное дело о его избиении в 2010 г. раскрыто, а двое из трех исполнителей арестованы. В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого по делу (имеется в распоряжении «Ведомостей») одним из них назван Данила Веселов, начальник охраны Механического завода. Миноритарным пакетом этого предприятия владеет управляющая компания «Ленинец», принадлежащая семье губернатора Псковской области Андрея Турчака. В документе указано, что Веселов обвиняется в покушении на убийство, «совершенном организованной группой исходя из корыстных побуждений». В постановлении за подписью старшего следователя СКР по особо важным делам Алексея Сердюкова сказано, что преступный умысел на убийство Кашина возник у Александра Горбунова после того, как журналист 16 августа 2010 г. в блоге публично оскорбил «его знакомого губернатора Псковской области Турчака А. А.». Гендиректор оборонной компании «Заслон» (частично подконтрольной через цепочку компаний УК «Ленинец») Горбунов был арестован еще в июне за незаконное хранение оружия.

Горбунов привлек к совершению преступления Веселова, а тот – Вячеслава Борисова, Михаила Кавтаскина и иных неустановленных лиц, они согласились на убийство журналиста за вознаграждение, говорится в постановлении. Веселов распределил роли между Борисовым и Кавтаскиным в соответствии с указаниями Горбунова. В октябре 2010 г. Веселов, Борисов и Кавтаскин «и иные неустановленные лица» на трех специально приобретенных автомобилях поехали в Москву, где вели наблюдение за офисом «Коммерсанта» (где работал Кашин), а оттуда проследили за ним до его дома. Не позднее 4 ноября Веселов в Москве встретился с Горбуновым, сообщил ему о месте жительства Кашина и получил указания о совершении нападения на журналиста. В полночь 6 ноября Веселов и Борисов прибыли к дому, где жил Кашин, а Кавтаскин следил за ним из машины. Через полчаса Веселов и Борисов напали на Кашина, нанесли не менее 15 ударов металлическим прутом, а также удары руками и ногами, причинив повреждения различной степени тяжести. После этого Горбунов в Санкт-Петербурге передал Веселову 3,3 млн руб. Сейчас Кавтаскин и Веселов находятся под арестом, последний дал признательные показания и показал следователю схрон с принадлежащим Горбунову оружием, говорит правозащитник Павел Чиков. Борисов скрывается.

Пресс-секретарь губернатора Андрея Турчака Оксана Ширан отказалась от комментариев. Представитель Следственного комитета от комментариев также отказался.

У каждого участника преступления могут быть свои мотивы, поясняет адвокат Кашина Рамиль Ахметгалиев: у исполнителей – корыстный мотив, у Горбунова – свои мотивы. «Горбунову обвинение в покушении на убийство не предъявлялось, он проходит в качестве свидетеля. Мы будем настаивать на предъявлении ему обвинений и ставить вопрос о заказчике», – говорит Ахметгалиев.

Реакция свыше

Как заявил в понедельник пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, у него нет никаких сомнений, что будут предприняты все необходимые усилия по продолжению всех следственных действий по этому делу.

По данным петербургского интернет-издания «Фонтанка.ру», 27 августа планировалось рассмотрение ходатайства следствия об изменении меры пресечения Горбунову на домашний арест, однако заседание не состоялось и было перенесено на 9 сентября. Кашин сказал «Ведомостям», что обнародовал информацию о раскрытии преступления именно поэтому и он опасается, что Горбунова освободят из сизо. По словам бывшего сотрудника правоохранительных органов, знакомого со следственной практикой, возможно, решается вопрос о дальнейшем статусе Горбунова, с чем связаны и колебания в вопросе о мере пресечения.

По мнению Кашина, учитывая статус Горбунова и его отношения с Турчаком, для обвинения гендиректора «Заслона» не хватает политической воли: «Решение об аресте губернатора принимают в Кремле, а Горбунов – правая рука губернатора, и на него это правило тоже распространяется. Турчак, видимо, уверен в своей неприкосновенности». По словам Кашина, Веселов упоминал Турчака в своих показаниях, но журналист не уверен, что это признание есть в материалах дела: «Веселов настаивает, что он встречался с Горбуновым и Турчаком в Москве в ресторане, где они обсуждали избиение».

По словам политолога Алексея Макаркина, «эта история связана с желанием правоохранителей усилить свои позиции» и похожа на расследование убийства Бориса Немцова, когда в СМИ появляются различные сливы от правоохранительных органов. «Турчак – не [глава Чечни] Рамзан Кадыров. Но здесь у нас встает вопрос не о репутации Турчака, а о том, насколько он приемлем для власти, а никаких сигналов, что он неприемлем, нет. Но в любом случае осадок от таких историй остается», – говорит эксперт. По его мнению, к расследованию, видимо, относятся серьезно, если пресс-секретарь президента высказался о следствии в таком тоне (см. врез). «Вряд ли на скамье подсудимых окажется глава региона, но проблемы это создать может», – полагает Макаркин.