Россия завоевывает партнерство с Западом

Москва начала авианалеты на сирийские позиции «Исламского государства»
Владимир Путин стал популярным политиком в Сирии/ Muzaffar Salman/ AP

Чуть более суток спустя после переговоров с Бараком Обамой президент России Владимир Путин отдал приказ, чтобы российская боевая авиация начала бомбить позиции боевиков в Сирии, подтвердила пресс-служба Минобороны. В среду утром Совет Федерации единогласно разрешил главнокомандующему использование армии за рубежом.

Перед голосованием в Совете Федерации сенаторам зачитали текст обращения президента Сирии Башара Асада к Путину, сказали «Ведомостям» несколько сенаторов. Оно начинается со слов «дорогой друг», запомнил член Совета Федерации от Владимирской области.

Вопрос об использовании армии за рубежом экстренно внесли в повестку в ночь на среду, знает человек, близкий к руководству Совета Федерации. Вчера днем Путин сообщил, что речь идет о Сирии и исключительно об авиаударах по позициям банд международных террористов: Россия не собирается втягиваться в этот конфликт с головой.

Представитель Минобороны Игорь Конашенков сообщил, что российская авиация уже нанесла точечные удары по транспорту, боевой технике, складам вооружения и топлива на территории Сирии.

Теоретически опасность для России оказаться втянутой в долгий конфликт и ввязаться в наземные операции по сценарию Афганистана существует, но есть твердая и четкая позиция президента, успокоил председатель комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев. По словам члена комитета Владимира Джабарова, Россия скорее воспользуется успешным опытом вьетнамской войны, где советская авиация с воздуха поддерживала армию Севера: «И она, в общем-то, освободила всю территорию Южного Вьетнама, а все марионетки бежали оттуда».

Вслед за переброской эскадрильи (12 штурмовиков) Су-25 и эскадрильи (12 фронтовых бомбардировщиков) Су-24, развертывание которых прикрывали четыре истребителя Су-30СМ, в Сирии могут появиться и современные фронтовые бомбардировщики Су-34, говорит человек, близкий к Минобороны.

Часть Су-24 могут быть переданы ВВС Сирии, продолжает человек, близкий к Минобороны, но и они, и Су-34 могут быть использованы в самое ближайшее время для нанесения авиаударов по позициям «Исламского государства» (запрещенная в России организация). По мнению собеседника «Ведомостей», возможно и наращивание авиационной группировки, но все ее действия будут направлены, как и заявлял президент России, строго против боевиков «Исламского государства» и лишь после того, как будут достигнуты договоренности с участниками американской коалиции о взаимной безопасности полетов в Сирии.

Западные опасения, что российские самолеты будут наносить удары не только по силам «Исламского государства», но и по поддерживаемой Западом и арабскими странами оппозиционной коалиции, вряд ли реализуются, считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин: очевидно, именно этому были посвящены переговоры Путина в Нью-Йорке. Но очевидно и то, что российская помощь сирийской армии в борьбе с «Исламским государством» высвободит ее ресурсы для других направлений.

Действия России продиктованы и внешне-, и внутриполитическими интересами, координация с Западом очень важна – любой инцидент надолго ухудшит их, говорит научный сотрудник Института востоковедения РАН Ирина Звягельская. Если Россия сможет еще и наладить переговорный процесс между правительством Сирии и «разумной оппозицией», действия ее авиации будут вписаны в более широкий контекст, чем просто действия против «Исламского государства», продолжает она, но нет гарантий, что жертвами ее ударов не окажется часть оппозиции, поддерживаемая Западом.

Ситуация в Сирии сейчас очень опасная, распространение угрозы «Исламского государства» стоит перед всеми странами, сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая «Ведомостям» на вопрос об угрозе развала коалиции, если ВВС России случайно атакуют поддерживаемую Западом оппозицию Асаду: «Информационная координация – не хрупкая договоренность, а жизненная необходимость для всех».

Путин убирает опасность превращения Сирии во вторую Ливию, предотвращает реверс террористов на российскую территорию и возвращает России статус великой державы, говорит президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский: «Он не рассчитывает на отмену санкций, западные страны пойдут на это только тогда, когда поймут, что в их интересах их отменить».