Вынесен первый уголовный приговор за нарушение правил проведения митингов

Это сигнал тем, кто хочет участвовать в протестном движении, считают эксперты
Одним из нарушений Ильдара Дадина стало участие в акции на Мясницкой улице (на фото)/ Зураб Джавахадзе/ ТАСС

Гражданский активист Ильдар Дадин приговорен Басманным судом к трем годам лишения свободы в колонии общего режима за неоднократное нарушение правил проведения митингов. Он стал первым в России осужденным по новой статье 212.1 Уголовного кодекса (УК), наказывающей за неоднократное нарушение порядка организации или проведения собраний, митингов, шествий или пикетирования. При этом прокурор просил для Дадина менее строгого наказания, чем ему вынесла судья Наталья Дударь, – два года колонии общего режима. Дадин отказался признать свою вину.

Сепаратисту запросили срок

В Краснодаре для обвиняемой в призывах к сепаратизму Дарьи Полюдовой прокурор попросил 3,5 года колонии-поселения. Уголовное дело в ее отношении было возбуждено в августе 2014 г. после попытки провести «Марш за федерализацию Кубани» в Краснодаре.

Дадину вменялось участие в четырех акциях в 2014 г., по трем из которых постановления судов вступили в законную силу, а по четвертому административное производство прекратили и передали для возбуждения уголовного дела, говорит адвокат Дадина Ксения Костромина. Активисту вменялось участие в протестных акциях 6, 23 августа, 13 сентября и 5 декабря прошлого года. На последней акции восемь активистов с баннером «Вчера Киев – завтра Москва» перекрыли улицу, зажгли файеры и двинулись в сторону Лубянской площади. Дадин был задержан 15 января на Манежной площади, ему дали 15 суток, 30 января он был доставлен к следователю с судебного заседания, где рассматривалось его административное правонарушение. А 3 февраля Дадина отправили под домашний арест, хотя следователь требовал ареста в сизо, ссылаясь на то, что Дадин был участником киевского майдана. Ранее дела по ст. 212.1 УК были возбуждены также в отношении активистов Владимира Ионова, Марка Гальперина и Ирины Калмыковой (участвовали в других оппозиционных акциях).

Законодательство о митингах начали ужесточать после событий на Болотной площади 6 мая 2012 г. Через месяц после этого был подписан закон, который резко увеличил штрафы за нарушение порядка проведения митингов. А в июле 2014 г. вступили в силу поправки, внесенные в УК. Поправки в закон предложили депутаты Госдумы Игорь Зотов («Справедливая Россия»), Андрей Красов и Александр Сидякин (оба – «Единая Россия»). Последний говорил, что поправки необходимы, чтобы в России не повторились украинские события. Статья 212.1 УК РФ предусматривает до пяти лет лишения свободы. Уголовно наказывается неоднократное нарушение порядка организации или проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования – должно быть более двух административных правонарушений по ст. 20.2 КоАП в течение 180 дней.

«Как юрист, я считаю, что нельзя комментировать приговор, не изучив дело со всех сторон. У ответственности четыре функции – охранительная, восстановительная, превентивная и наказание. Наверное, будет кассационная жалоба со стороны защиты, и суд учтет все ее аргументы», – напоминает Сидякин. Президент в последнем послании говорил, что за незначительные преступления надо все-таки предусматривать административные, а не уголовные наказания, отмечает член комитета Госдумы по уголовному законодательству Рафаэль Марданшин («Единая Россия»). «Но послание было оглашено недавно, и работа по гуманизации только началась», – полагает депутат.

Это первый приговор по новой политической статье УК, он должен навеять страх в преддверии предвыборного года, говорит правозащитник Павел Чиков: «Приговор, не связанный с лишением свободы, означал бы амнистию, если бы его приговорили к году лишения свободы, то он бы тоже вышел, поскольку уже почти год находится под домашним арестом. Такой приговор дает сигнал, что никакого милосердия и снисхождения от судей по этой и другим статьям ждать не приходится». Чиков говорит, что уже во вторник по Ионову будет объявлено, какой срок запрашивает прокурор: «Ионова может спасти пожилой возраст. Калмыкова уже признала вину, а Гальперину, к сожалению, стоит ждать реального срока».

Создаются прецеденты, которые дают сигнал тем, кто готов участвовать в протестном движении, согласен политолог Константин Калачев: «На фоне социального кризиса протестная политическая деятельность становится опасной». Однако политолог считает такие методы бессмысленными, поскольку «отучить людей от политической протестной деятельности невозможно, они знают, на что идут, и готовы рискнуть».

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)