Россия покажет черный ящик сбитого турками Су-24 иностранным специалистам

Это может стать первым шагом к деэскалации конфликта, считают эксперты
Путин уже пригласил участвовать в расшифровке самописца британских экспертов/ kremlin.ru

Президент Владимир Путин заявил поздно вечером во вторник на встрече с министром обороны Сергеем Шойгу, что найденный накануне сирийскими военными и переданный российской стороне параметрический самописец (черный ящик) сбитого турецким истребителем бомбардировщика Су-24 следует расшифровать совместно с зарубежными экспертами. «Я вас прошу его не вскрывать пока и вскрыть только совместно с иностранными специалистами, все тщательно зафиксировать. Насколько я понимаю, параметрический самописец даст нам возможность точно понять всю траекторию движения Су‑24 с места и момента его взлета и до момента падения – скорость, высота, все повороты по ходу движения», – сообщил Путин. Одновременно он подчеркнул: «что бы мы ни узнали, отношение наше к содеянному турецкими властями не изменится», но «для нас самих, конечно, нужно знать все в деталях, что там произошло». Как сообщил в среду официальный сайт Кремля, в ходе телефонного разговора с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном Путин уже пригласил участвовать в расшифровке самописца британских экспертов.

По словам инженера одного из предприятий авиапромышленности, значимость полученной с черного ящика информации во многом зависит от того, был ли оснащен сбитый бомбардировщик современной навигационной системой с электронной картой и записывались ли навигационные данные на регистратор. Если этого не было, то регистратор может дать информацию о таких параметрах полета, как режимы работы двигателей, высота, скорость, управляющие воздействия пилота. Но восстановить по этим данным точную траекторию полета в условиях, когда даже по турецким данным нарушение воздушного пространства Турции было очень кратковременным и неглубоким, будет крайне проблематично, предполагает собеседник «Ведомостей».

«Этот шаг президента России может быть ключевым в процессе деэскалации, но все зависит от стремлений Путина. Это может иметь эффект, если он действительно хочет борьбы с «Исламским государством» (запрещенная в России организация. – «Ведомости»)», – считает директор Международного центра по обороне и безопасности Мэттью Брайза. По словам человека, близкого к Минобороны, сам факт привлечения международных специалистов действительно может означать первый шаг в создании атмосферы, которая позволит сгладить последствия инцидента.