Местное самоуправление нельзя отдавать на откуп губернаторам

Судья Конституционного суда выступил с особым мнением по делу о муниципальной власти
Отдавать местное самоуправление на откуп губернаторам недопустимо и опасно, считает судья Конституционного суда Николай Бондарь/ Е. Разумный/ Ведомости

Судья Конституционного суда (КС) Николай Бондарь в своем особом мнении разъяснил, как понимать недавнее постановление КС по делу о местном самоуправлении (МСУ). Суд подтвердил право регионов определять структуру органов МСУ на уровне городских округов и муниципальных районов, оставив право на самоопределение за сельскими поселениями.

Бондарь, который был судьей-докладчиком по этому делу, в целом согласен с коллегами, но считает, что право региона отменять прямое голосование в муниципалитетах должно носить исключительный характер и обязательно быть мотивированным. «Устанавливая единственно возможную модель формирования органов МСУ <...> необходимо исходить из того, что эта мера является оправданной в конкретных исторических условиях», – настаивает судья, а решение регионального законодателя в каждом случае должно рассматриваться как временная мера. Нужны дополнительные критерии, которые позволят обосновать ограничения, – губернаторы должны учитывать роль муниципалитетов в жизни регионов, степень концентрации населения и материально-финансовых ресурсов, наличие объектов государственного значения, считает Бондарь. Эти критерии, как и учет мнения жителей, нужно закрепить на федеральном уровне: отдавать такие вопросы на откуп регионам «недопустимо и опасно, в том числе с точки зрения возможности их «отрыва» от федеральной власти», предупреждает судья.

Ущемление прав

Ранее с особым мнением по этому же делу выступил судья Александр Кокотов. Он заявил, что губернаторы получили возможность подбирать глав муниципальных образований, а местное самоуправление превращается в формальность.

Обычно судьи выступают с особым мнением, если оно отлично от мнения большинства, напоминает Сергей Комаров из РАНХиГС, но в данном случае автором могло двигать желание усилить правовую позицию, изложенную в постановлении. Это не столько особое мнение, сколько толкование, согласен директор Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений Юрий Гурман: «Мы все время пытаемся вернуться к советской модели – районному делению, которое не имеет отношения к интересам горожан, а нужно для легкости управления сверху. Бондарь подтвердил, что органы МСУ являются правоприменителями в поселениях».

Судья Бондарь понимает пагубность постановления КС, считает один из заявителей, депутат Госдумы от «Единой России» Антон Романов. Суд фактически вывел городские округа из МСУ, именно «этот слабый аргумент пытается исправить судья и это попытка сохранить лицо КС», полагает депутат: «Фактически судья перевел эту проблему в политическую плоскость – способ формирования МСУ и место главы в структуре определяется соотношением политических сил. Сегодня политические силы такие, что они лишают население права на самостоятельный способ формирования органов муниципальной власти».

Самая важная тема, которую поднял судья, – это роль региональных властей и фактически узурпация ими права принятия решения, считает политолог Ростислав Туровский. По его мнению, КС был не готов к принятию внятного решения, поскольку в суд обратились не только оппозиционеры, но и член фракции «Единая Россия»: «Но, видимо, прошли согласования с президентской администрацией, и в итоге вышли на соломоново решение, подразумевающее возможности новых обращений и корректировок законодательства».