Бизнес-омбудсмен хочет расширить полномочия прокуратуры

Она должна возбуждать дела о воспрепятствовании предпринимательству, считает Борис Титов
Бизнес надеется на коллег Юрия Чайки (справа) больше, чем на подчиненных Александра Бастрыкина/ PhotoXPress

Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов просит, чтобы президент поручил ему проработать вопрос о внесении в Уголовно-процессуальный кодекс изменений, предусматривающих дополнительные полномочия прокуратуры по возбуждению уголовных дел о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК). Сейчас число возбужденных по этой статье дел «не отвечает уровню распространенности нарушений», говорится в письме бизнес-омбудсмена на имя главы государства. В 2014 г. выявлено 19 таких преступлений, в 2013 г. – 14, сообщает Титов со ссылкой на материалы июньской коллегии Генпрокуратуры. Он добавляет, что надзорное ведомство также отмечает распространенность нарушений, связанных с необоснованным вынесением постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по такой статье. Ведь состав преступления образуется только тогда, когда доказана незаконность и неправомерность действий должностного лица, т. е. для того, чтобы появились основания для возбуждения уголовного дела, требуется приложить немалые усилия. Кроме того, предприниматели часто не обращаются с заявлением о таком преступлении, так как опасаются административного давления, подчеркивает Титов.

Сейчас прокурор может только направить соответствующие материалы в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании, напоминает омбудсмен, но такой набор полномочий «не обеспечивает обязательности возбуждения уголовного дела по направленным материалам». Один из вариантов, которые сейчас обсуждаются, – предоставить прокуратуре возможность самостоятельно возбуждать уголовные дела по ст. 169, говорит сотрудник юридической службы аппарата уполномоченного. Но очевидно, что вопрос о возвращении надзорному ведомству следственных функций, пусть и в ограниченном объеме, требует длительной проработки. В этом случае, возможно, следует подумать о праве прокуратуры давать следователям обязательное к исполнению поручение о возбуждении уголовного дела, рассуждает собеседник «Ведомостей».

Пути гуманизации

Экспертный совет при бизнес-омбудсмене предлагает вернуть в УК статью о бизнес-мошенничестве с «адекватными» санкциями, не лишать свободы бизнесменов, возместивших ущерб, и передать экономические преступления в компетенцию суда присяжных.

«По моему мнению, возвращение прокуратуре права возбуждать уголовные дела нарушило бы один из основополагающих принципов, который подразумевает разграничение функций надзора и следствия», – предупреждает сотрудник СКР Георгий Смирнов. Он указывает, что именно поэтому в свое время Следственный комитет был выделен из состава прокуратуры: «В противном случае получится, что прокуратура надзирает сама за собой, что негативно отразится на состоянии законности». В недавнем послании Федеральному собранию, вспоминает Смирнов, президент дал понять, что не поддерживает идею передать прокуратуре функции следствия: по мнению Владимира Путина, прокуроры должны сосредоточиться на реализации уже существующих полномочий.

Ранее прокуратура уже ставила вопрос о праве возбуждать уголовные дела по результатам проведенных проверок, но такое предложение не было поддержано, напоминает депутат Госдумы Александр Хинштейн: «В настоящий момент я вообще не вижу возможности и условий, при которых прокуратура могла бы стать органом следствия, даже в усеченном виде». К этому нет ни правовых, ни организационных предпосылок, надзорному ведомству не хватает численности даже для реализации уже имеющихся у него полномочий, подчеркивает депутат. Возвращение в УПК положений, устанавливающих безусловное исполнение требований прокурора, – давно дискутируемый вопрос, но, по мнению Хинштейна, это тоже означает коренной слом существующей системы предварительного следствия. Однако наделение прокуроров правом доступа к материалам следствия возможно и даже нужно, поскольку это прямо влияет на качество реализации надзорных функций, добавляет депутат. Сейчас нередки ситуации, когда следствие под разными предлогами в знакомстве с этими материалами отказывает. И даже подготовленная в Госдуме инициатива, предписывающая оперативникам ставить прокурора в известность о проведении ими таких оперативных мероприятий, как гласный осмотр, была заблокирована правоохранительными органами, говорит Хинштейн.

В условиях, когда невозможно повлиять на правоприменение, единственное, что остается, – править законодательство, констатирует председатель организации «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева. Это такая «политика малых дел», заключает она.