Посткрымское единство в Госдуме сменилось межфракционными разногласиями

Депутаты приблизили выборы и начали активно к ним готовиться
Приближение выборов и усиливающийся экономический кризис поставили депутатов Госдумы в нелегкое положение/ Е. Разумный/ Ведомости

Одним из самых заметных свершений Госдумы в 2015 г. стал закон о переносе думских выборов 2016 г. с декабря на сентябрь, а приблизившиеся выборы, в свою очередь, сильно повысили желание депутатов нравиться избирателям. Поэтому прошлогоднее посткрымское единство снова сменилось в Думе межфракционными разногласиями.

Дума приняла тяжелый бюджет, но не сделала важных шагов для поддержки социально незащищенных граждан, полагает коммунист Вадим Соловьев: «Это бюджет стагнации, нищеты и вымирания – вся социалка сжалась, перспективы прорыва в экономической сфере нет, а надежда правительства на дорожающую нефть ничем не обоснована». При этом все предложения КПРФ – по капремонту, доплатам для детей войны, финансированию здравоохранения, налогу на роскошь – не прошли, негодует депутат. «Ключевая характеристика этой сессии – полное отсутствие понимания у экономического блока правительства перспектив развития экономики. Работа над бюджетом свелась к банальному сокращению ряда статей, без переориентации средств на развитие страны», – согласен Николай Левичев («Справедливая Россия»). Оппозиционные инициативы принимаются все чаще, возражает Ярослав Нилов (ЛДПР): «Уходит в прошлое практика, при которой все оппозиционные законопроекты отвергаются. В этом году прошли предложенные нами поправки в бюджет на строительство дорог, школ, детских садов». Но «политизация различных вопросов» в связи с выборами действительно началась, говорит он. Социально-экономическая повестка выходит на передний план, вытесняя геополитику, добавляет член фракции эсеров Дмитрий Гудков: из-за выборов все пытаются напомнить о себе, вносят пиар-инициативы, и даже к новостям вроде расследования ФБК по генпрокурору Чайке Дума становится более чувствительной.

Редкое единство

Единодушные голосования случаются в Госдуме все реже: в 2015 г. так принимались, в частности, законы о праве КС решать вопрос выполнимости решений ЕСПЧ и о снижении штрафов за неуплату в системе «Платон».

Госдума выходит на избирательную кампанию, появляются «народные» инициативы, потому что депутаты хотят запомниться избирателям, говорит политолог Алексей Макаркин. Если по отношению к внешней политике партии по-прежнему готовы объединяться, то с внутренней становится сложнее, считает он: единороссы вынуждены голосовать за инициативы правительства, а у оппозиции больше возможностей их критиковать. Законотворчество в 2015 г. шло по двум основным направлениям – репрессивному и конфискационному – с преобладанием последнего, говорит политолог Екатерина Шульман. Новыми трендами она считает извлечение из граждан дополнительных доходов в бюджет и исправление этих законов, как только они вступают в действие – как было со штрафами за «Платон», сперва введенными, а потом уменьшенными в 90 раз. Хотя были и попытки как-то смягчить давление на кошельки граждан – например, ограничение выплат за капремонт или снижение пени за неоплату услуг ЖКХ, замечает Шульман. Госдума также пыталась усилить свою роль, чтобы в кризисных условиях заставить правительство больше считаться с собой, но пока неудачно: принятая Думой поправка о постоянно действующей бюджетной комиссии отклонена Советом Федерации по настоянию Минфина, резюмирует эксперт.