Московские власти недовольны новым Административным кодексом

Мэрия выступает против ограничения штрафов и за дополнительные полномочия
Московские власти недовольны новым Кодексом об административных правонарушениях/ А. Гордеев/ Ведомости

Правительство Москвы подготовило отзыв на проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), внесенный в Госдуму единороссами в конце декабря. В отзыве (есть у «Ведомостей») критикуется отсутствие необходимых для субъекта Федерации полномочий, таких как организация производства по административным делам, эвакуация машин или создание комиссий по делам несовершеннолетних. Кроме того, в проекте у субъектов нет права устанавливать ответственность для должностных лиц. Москва также считает необоснованным снижение сроков давности с шести до двух месяцев по привлечению к ответственности по материалам фото- и видеофиксации и предлагает не устанавливать сокращенный срок за правонарушения в области дорожного движения. В отзыве критикуется и категоризация административных правонарушений на грубые, значительные и менее значительные, что мешает регионам устанавливать размер штрафов по своему усмотрению. Правонарушения, ответственность за которые устанавливается законом субъекта, отнесены к менее значительным. К таким штрафам в московском КоАПе относятся повреждение объектов благоустройства, инженерных коммуникаций, нарушение требований для детских площадок. Москва предлагает объединить значительные и менее значительные категории, уточнить максимальные штрафы или выделить правонарушения субъектов в отдельную категорию.

Штрафы снижаются

В новом КоАПе предусмотрено снижение максимального размера штрафов: для юрлиц – с 1 млн до 500 000 руб., для индивидуальных предпринимателей – с 50 000 до 25 000 руб.

В случае с организацией производства по административным делам, эвакуацией машин и созданием комиссий по делам несовершеннолетних можно согласиться с необходимостью расширения полномочий субъектов, так как здесь децентрализация действительно имеет смысл, отмечает юрист Максим Крупский. Но ради желания властей региона сохранить размеры штрафов не стоит менять структуру закона. Увеличение сроков давности за отдельные правонарушения, в частности за нарушения ПДД, тоже не требуется, считает юрист.

Предложенные Москвой поправки в законодательство преследуют одну цель – наделение органов исполнительной власти полномочиями законотворчества, правда, в незначительной части. Но есть подозрение, что это пробный камень, опасается адвокат «Делового фарватера» Роман Терехин. «Это противоречит краеугольному принципу разделения властей, когда та ветвь власти, которая издает закон, не занимается его исполнением. Совмещение исполнительной и законотворческой деятельности не соответствует интересам нормального функционирования государства и несет риски злоупотреблений», – отмечает юрист. Но при этом Терехин считает, что идеи Москвы дать субъектам больше прав в части организации административного производства, снять ограничения по суммам штрафов для региональных КоАПов могут быть полезными городу: «В таких вопросах нельзя не учитывать особые функции Москвы в связи со статусом столицы». На пользу пойдет и право на наказание должностных лиц в случаях, когда в федеральном законе ответственность не предусмотрена.