Башар Асад не хочет вести переговоры с просаудовской оппозицией

Москва может использовать его позицию для торговли на переговорах
Заявление Асада о том, что оппозиционеры из этого списка – террористы и он собирается освободить всю Сирию, являются точкой отсчета для дальнейших действий, считает аналитик/ AlexanderKots/ Komsomolskaya Pravda via AP

Спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура и министр иностранных дел Сирии Валид Муалем встретились во вторник в Дамаске, чтобы обсудить режим прекращения огня в Сирии. О соглашении по этому вопросу министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри объявили 12 февраля в Мюнхене, назначив прекращение огня на эту пятницу. Договоренность не распространяется на террористов «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусры» (обе группировки запрещены в России) и на действия против них.

«Любой, кто использует оружие против государства и против сирийцев, является террористом, это не подлежит сомнению», – заявил в понедельник Башар Асад на выступлении перед членами Совета профсоюза адвокатов Сирии, назвав оппозиционеров из «списка Эр-Рияда» (который был составлен в столице Саудовской Аравии) «сборищем террористов и предателей». Президент Сирии добавил, что прекращение огня означает, что террористы не смогут больше наращивать свои возможности, а переходный процесс в обязательном порядке должен соответствовать конституции, в противном случае необходимо провести референдум.

Башар Асад
Президент Сирии

Прекращение огня происходит между армиями и государствами, но не между государством и террористами, поэтому использование этого термина в корне неверно.

«С делегацией из «списка Эр-Рияда» никто на этой неделе не разговаривал, переговоры Асад, может, и ведет со сфабрикованными оппозиционерами, которые сидят в Дамаске. Прекращение огня, по мнению Асада и Москвы, – это односторонняя сдача оппозиционерами всех своих позиций при продолжающемся наступлении Асада и бомбежках российской авиации, о каком прекращении огня может идти речь?» – заявил «Ведомостям» представитель оппозиционного Сирийского национального совета Махмуд Хамза.

Заявление Асада о том, что оппозиционеры из этого списка – террористы и он собирается освободить всю Сирию, являются точкой отсчета для дальнейших действий, считает руководитель центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин: «И США, и Россия сейчас по разным каналам воздействуют на стороны, при этом все эти попытки закулисные. Последние заявления Асада делают любое перемирие фиктивным». При этом жесткая позиция Асада может позднее стать картой в руках российского МИДа, добавляет эксперт: «Россия сможет позднее показать, что она миротворец, усадив Асада за стол переговоров».

При этом США не заинтересованы в разжигании конфликта: по их мнению, начало наземной операции со стороны Саудовской Аравии или Турции слишком усложнит ситуацию и они этот вопрос хотят поскорее закрыть, в том числе оказывая давление на оппозицию, считает Шумилин. Оппозиция не будет во всем повиноваться Вашингтону, возражает Хамза: «Делегация оппозиции покинула переговоры в Женеве и будет поступать так же, если мы разойдемся с Вашингтоном по принципиальным вопросам».