Верховный суд согласен приравнять два дня домашнего ареста к одному дню тюрьмы

Это поставит осужденных в неравные условия, считают эксперты
Евгения Васильева так долго сидела под домашним арестом, что была выпущена вскоре после приговора/ А. Махонин/ Ведомости

В четверг в Госдуму была внесена поправка в Уголовный кодекс, приравнивающая два дня под домашним арестом во время предварительного заключения к одному дню лишения свободы после вынесения приговора. Проект внес лидер фракции эсеров Сергей Миронов и его коллеги по фракции Михаил Емельянов и Олег Нилов. Верховный суд поддержал проект концептуально, но отметил, что поправка поставит в неравные условия лиц, осужденных к другим видам наказания. Правительство законопроект не поддержало: по его мнению, инициатива подготовлена без учета позиции Конституционного суда, признавшего домашний арест такой же строгой мерой пресечения, как и заключение под стражу.

Опыт Украины

На Украине принят названный в честь судимой в России военнослужащей Надежды Савченко закон о приравнивании дня в сизо к двум дням в колонии. Против выступил директор пенитенциарной службы Владимир Палагнюк, заявивший о том, что будет выпущена тысяча убийц.

Это бессмысленная инициатива и ее может ждать судьба проекта о зачете суток, проведенных в сизо, за 1,5 суток по приговору в колонии общего режима и двух суток в колонии-поселении, который был внесен еще в 2008 г., говорит собеседник в комитете по уголовному законодательству. До сих пор депутаты никак не могут согласовать эту поправку ко второму чтению с правительством и получить согласие правоохранительных органов, поясняет собеседник «Ведомостей». «Сейчас будем говорить о декриминализации и вновь поднимем эту тему, постараемся согласовать», – обещает он. Нахождение в сизо нельзя приравнивать к домашнему аресту, аргументов в пользу этого законопроекта прибавило дело бывшей чиновницы Минобороны Евгении Васильевой, которая так долго сидела под домашним арестом, что была выпущена вскоре после приговора, говорит Емельянов.

Этот законопроект необязательно было вносить отдельно – можно было бы подготовить поправки к нашей версии, говорит координатор «Комфортной правовой среды» единоросс и член профильного думского комитета Рафаэль Марданшин. «У нас сейчас рассматриваются инициативы по декриминализации, по возвращению статьи о предпринимательском мошенничестве и о пересчете сроков в сизо – по каждой из них идут переговоры с правительством», – говорит депутат.

Домашний арест по своей сути менее строг, чем заключение под стражу, поясняет замдиректора по научной работе юридической группы «Яковлев и партнеры» Анастасия Рагулина. «Подозреваемый (обвиняемый) имеет возможность находиться в привычных для себя условиях, а не в камере с чужими людьми, может есть все, что хочет, а не то, что ему приготовили в столовой сизо», – напоминает юрист. В любом случае при домашнем аресте психологическая обстановка является более комфортной. «Уверена, что любой подозреваемый и обвиняемый из двух предложенных мер выберет домашний арест. Будет уместно сравнить заключение под стражу с лишением свободы, а домашний арест – с ограничением свободы», – рассуждает Рагулина. Инициатива эсеров только ухудшит ситуацию, поставив осужденных по различным составам преступления в неравные условия, считает адвокат Владимир Постанюк. Более правильным решением будет приравнять один день в следственном изоляторе к двум дням колонии, уверен он.