Россия попросила отсрочки у ЕСПЧ по выборному вопросу

Москва хочет тщательнее изучить жалобу «Голоса» на обвинение в незаконной агитации
Россия попросила отсрочки для ответа на вопросы ЕСПЧ по жалобе «Голоса»/ Д. Абрамов/ Ведомости

Уполномоченный России в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) Георгий Матюшкин попросил трехмесячной отсрочки для ответа на вопросы, сформулированные судом в ходе изучения жалобы ассоциации «Голос» на судебное преследование ее в 2011 г. за создание «Карты нарушений на выборах». Вопросы ЕСПЧ сформулировал в ноябре прошлого года и ответить на них Россия должна была до 10 февраля 2016 г., но «такой чувствительный вопрос, как демократические выборы, требует пристального внимания и больше времени, чем обычно предоставляет суд», объясняет Матюшкин (копия его письма есть у «Ведомостей»).

В декабре 2011 г. «Голос» был оштрафован на 30 000 руб. за нарушение правил агитации в ходе избирательной кампании по выборам в Госдуму. Претензии были связаны с проектом «Карта нарушений», на которой размещались сообщения от избирателей о нарушениях избирательного законодательства. Прокуратура пришла к выводу, что в распространяемой информации преобладают сведения об одной политической партии («Единая Россия») в сочетании с негативными комментариями. Суды такое решение подтвердили. Заявители считают, что в этом случае были нарушены сразу две статьи Европейской конвенции о правах человека – о праве на справедливый суд и о праве на свободу выражения мнения.

Вход ограничен

Согласно одобренной в пятницу поправке для работы на избирательном участке представителям СМИ потребуется обязательная аккредитация, получить которую необходимо не позднее чем за три дня до голосования.

Российские власти просто тянут время, чтобы не допустить принятия решения ЕСПЧ по злободневному вопросу до новых федеральных выборов, уверен адвокат Рамиль Ахметгалиев, представляющий в ЕСПЧ интересы «Голоса». Вообще, это достаточно простое дело, уверен он: в свое время российский суд дал представителям «Голоса» только 30 минут на то, чтобы они смогли ознакомиться со 140 листами административного дела, вспоминает адвокат, а правительство теперь просит три месяца. Речь в жалобе идет о процессуальных нарушениях, допущенных во время суда над «Голосом», и о том, что таким образом власти всеми силами препятствуют распространению информации о нарушениях в ходе выборов, подчеркивает Ахметгалиев. Но именно сейчас это очень актуальный вопрос, в канун сентябрьских думских выборов попытки выдавить независимые организации из сферы наблюдения за выборами резко усилились – например, на днях Госдума одобрила законопроект, запрещающий журналистам свободно посещать избирательные участки (см. врез). А наблюдатели «Голоса» работали на выборах именно как корреспонденты, напоминает адвокат.

Руководитель аппарата уполномоченного России в ЕСПЧ Андрей Федоров называет упреки в затягивании дела «полной ерундой» и советует «не высасывать проблему из пальца» – подобные просьбы не являются чем-то экстраординарным, такая практика используется всеми странами, работающими с ЕСПЧ, и может быть вызвана различными причинами. «В данном случае это было связано с необходимостью проработки большого количества документов, которые мы получили от различных ведомств, включая судебные инстанции и Центризбирком, – объясняет он. – И необходимостью подготовки объективной, развернутой и аргументированной позиции Российской Федерации». Срок для ответа продлен судом до 10 марта, к этому времени Россия даст ответы на все вопросы, поставленные ЕСПЧ, уверен Федоров.

Месячная отсрочка принципиально не повлияет на сроки рассмотрения дела, согласен юрист «Мемориала» Кирилл Коротеев: решение ЕСПЧ появится в лучшем случае года через полтора и на ход предстоящей выборной кампании никакого влияния оказать уже не сможет, уверен эксперт.