«Единой России» вновь понадобились губернаторы-«паровозы»

Они могут возглавить почти половину региональных групп партсписка на выборах в Госдуму
На выборах в Госдуму «Единая Россия» опять не обойдется без губернаторов-«паровозов»: их может быть около двух десятков/ М. Стулов/ Ведомости

В «Единой России» рассматривают вариант увеличения количества губернаторов, которые возглавят территориальные группы партсписка на выборах в Госдуму, рассказал «Ведомостям» собеседник, близкий к руководству партии власти. Первоначально единороссы намеревались практически обойтись без губернаторов-«паровозов», отдав им на откуп совмещенные с думскими выборы в региональные парламенты. Позднее рассматривался вариант не более чем с 10 «паровозами», теперь же, по словам собеседника, их число может быть увеличено до 17 – т. е. губернаторы могут возглавить почти половину из предварительно планируемых 35–40 территориальных групп. Пока этот сценарий рассматривается всерьез для 10 регионов (см. таблицу) и Крыма, а в предварительном порядке – для шести республик Северного Кавказа. Речь идет о губернаторах, чей рейтинг доверия и авторитет выходят за пределы их территорий – как, например долгожитель Аман Тулеев или бывший федеральный министр Алексей Гордеев, объясняет принцип отбора собеседник «Ведомостей». Другой критерий – это сложно выстроенные субъекты (как Тюменская область, в которую входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа) либо крупные регионы, образующие отдельную группу (как Москва или Татарстан).

Замсекретаря генсовета «Единой России» Виктор Кидяев подтвердил, что региональных групп во главе с губернаторами может быть 15–17, а окончательное решение будет приниматься на съезде в июне. Воронеж могут объединить с Липецком, Кемерово – с Томском или Алтаем, а Белгород – с Курском, добавляет другой близкий к руководству партии собеседник.

Это решение в очередной раз доказывает, что у единороссов слова расходятся с делами, негодует секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов: «Они осознали, что без административного ресурса не смогут удержать лидерство, а это девальвирует гарантии Кремля о прозрачности и легитимности выборов». Губернатор – самая известная и влиятельная фигура в регионе, с доступом к информресурсам, и обычным депутатам тяжело с ним тягаться, согласен зампред думской фракции ЛДПР Алексей Диденко. Если губернатор участвует в выборах, всегда возникают споры, справедливо ли это, поэтому, может быть, стоит подумать о каком-нибудь «антипаровозном» законопроекте, считает он. Единороссы наконец-то поняли, что без сильных губернаторов они не получат и 50%, считает эсер Александр Бурков: «Мы были готовы к такому варианту, так как административный ресурс – спасательный круг единороссов, у них нет местных сильных лидеров».

Не очень понятно, что в списке делает губернатор-середнячок Голубев и почему нет сильнейшего Дмитрия Кобылкина (ЯНАО), говорит политолог Михаил Виноградов: «Тут скорее элитное собрание: когда становится известно, что какие-то губернаторы возглавят список, остальные тоже начинают нервничать». Губернаторы и центр, по-видимому, выходят на некий компромисс, полагает политолог Ростислав Туровский: в списки берут популярных лидеров, которые принесут пользу партии, и тяжеловесов, которые, возможно, не столь популярны, но им неудобно отказать. Полностью уйти от практики «паровозов» практически невозможно, уверен эксперт: «Но для губернаторов это не только почет и уважение, но и серьезная ответственность, так как придется приложить усилия».