Содержание под стражей прибавит в весе

Один день в сизо предложено приравнять к полутора дням в колонии общего режима и двум – в колонии-поселении
Депутаты Госдумы вновь предложили изменить порядок зачета времени, проведенного в сизо, в срок лишения свободы/ Александр Демьянчук / ТАСС

Комитет Госдумы по уголовному законодательству в понедельник рассмотрит поправки к законопроекту Верховного суда о декриминализации ряда статей Уголовного кодекса. Среди поправок, рекомендованных к принятию (есть у «Ведомостей»), – предложение председателя комитета Павла Крашенинникова («Единая Россия») изменить порядок зачета времени, проведенного под стражей до суда. Сейчас это время засчитывается в срок лишения свободы по принципу «день за день» (см. врез). Крашенинников же предлагает делать это дифференцированно, приравняв, в частности, один день в сизо к полутора дням в дисбате или колонии общего режима и к двум дням в колонии-поселении. При этом два дня под домашним арестом будут приравнены к одному дню в сизо.

Похожий законопроект был внесен группой единороссов во главе с Крашенинниковым еще в 2008 г., но в первом чтении его приняли лишь в феврале 2015 г. В 2008 г. проект не стали принимать из-за того, что это привело бы к досрочному освобождению Михаила Ходорковского, а в 2015 г. он пересекался с амнистией к юбилею Победы, поэтому поправки никак не могли согласовать с силовиками и правительством, напоминает собеседник в профильном комитете. «С тех пор как выпустили Ходорковского, очень много раз пытались продавить эти поправки, но ничего не получалось», – говорит другой думский собеседник. В 2015 г. единоросс Александр Хинштейн говорил, что после пересчета сроков освободятся до 100 000 человек.

Один в один

Согласно ст. 72 УК время содержания под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки лишения свободы, принудительных работ или содержания в дисциплинарной воинской части из расчета день за день.

Очень важно установить соотношение содержания в сизо с отбыванием реального наказания, так как условия содержания в сизо, установленные в УИК, являются очень строгими, объясняет член комитета Рафаэль Марданшин («Единая Россия»): «Когда человека приговаривают к реальному наказанию, то предполагается, что в ряде случаев он должен содержаться в более мягких условиях и, следовательно, то время, которое он проводит в сизо, должно справедливо компенсироваться ему путем зачета по предлагаемой форме».

Поправкам противодействовало государственно-правовое управление президента, считает правозащитник Андрей Бабушкин: «Там сидят хорошие теоретики, но они просто не понимают, что такое сизо, как важно для заключенного трудиться, иметь возможность свиданий. У них в головах хаос на тему того, что такое уголовно-исполнительная система». Правоохранители боятся, что обвиняемые и их адвокаты начнут затягивать процесс предварительного следствия и суда, чтобы добиться минимализации реального срока, который осужденному предстоит отбыть, объясняет адвокат Максим Крупский. Опасения надуманные, поскольку критического значения попытки затянуть процесс иметь в любом случае не будут, говорит эксперт. Скорее всего, суды пойдут по пути назначения наказания «с запасом», когда это будет возможно, полагает он. «Условия перерасчета прописаны адекватно за исключением одного – категорически нельзя согласиться с тем, что один день в сизо приравнивается к одному дню строгого и особого режима», – говорит адвокат. По его мнению, условия должны быть одинаковы для всех видов исправительных учреждений и один день в сизо должен идти за полтора на строгом и особом режиме.