Иск к России и Путину взял адвокат, добившийся выплат от Ливии

Родственники жертв сбитого в Донбассе рейса MH17 требуют компенсации в $10 млн за каждого погибшего
Обломки малазийского Boeing MH17/ Michael Kooren/ Reuters

Иск родственников жертв сбитого в Донбассе рейса MH17 будет вести юрист, добившийся в свое время компенсации семьям жертв теракта над Локкерби от властей Ливии, сообщили агентство Reuters и газета Financial Times.

В минувшую субботу австралийский телеканал 9News передал, что 33 родственника 16 пассажиров малазийского Boeing MH17 через австралийскую юрфирму LHD подали иск в ЕСПЧ с требованием от России компенсаций в размере $10 млн на каждого. По данным телеканала, иск против России и лично президента Владимира Путина в ЕСПЧ направлен 9 мая. Кто будет вести дело, не говорилось.

В понедельник Reuters уточнило, что иск от имени родственников жертв рейса MH17 подготовил и будет вести в LHD известный американский адвокат Джерри Скиннер. Скиннер знаменит тем, что представлял родственников жертв взрыва бомбы, приведшего к гибели рейса Pan Am 103 над Локкерби в 1988 г. В итоге в 2003 г. Муаммар Каддафи, лидер Ливии, которую признали государством-спонсором терроризма и на которую наложили жесткие санкции, признал ответственность за инцидент. Ливии по решению суда пришлось выплачивать компенсацию в $10 млн семьям каждого из 270 человек, погибших на борту самолета и на земле.

После свержения в 2011 г. режима Каддафи экс-председатель комитета юстиции Ливии Абдель Джалил заявил, что взорвать рейс Pan Am 103 руководителю службы безопасности авиакомпании Libyan Arab Airlines Махмеду Аль-Меграхи приказал лично Каддафи. Именно с этим, по его словам, были вызваны настойчивые попытки Каддафи вытащить Аль-Меграхи из шотландской тюрьмы.

Скиннер заявил Reuters, что считает: весь набор свидетельств по инциденту с MH17 однозначно указывает на причастность России. «Всё это [доказательства] широко доступно, и даже без какого-либо содействия с российской стороны я совершенно уверен, что это событие произошло по вине русских», – говорит адвокат. «Мы сопроводили иск почти 2000 страниц документальных свидетельств, которые показывают, что русские присутствовали, что присутствовало российское тяжелое вооружение; его сфотографировали, видели, запечатлели на видео и с помощью геолокации связали с областью, откуда была запущена ракета», сбившая малазийский Boeing, цитирует Скиннера FT.

Адвокат подчеркнул, что не имеет ничего против президента России Владимира Путина лично, однако тот сам открыл путь для возможного привлечения его к ответственности. «Ничто в России не происходит без его ведома, таким образом он подлежит ответственности по принципу субститутивности», - сказал Скиннер. Очевидно, что без разрешения Путина «Бук» никогда бы не пересек границу Украины, добавил он.

Адвокат считает, что узнать правду о MH17 позволит плотное политическое давление на Россию. «Надеюсь, что к нему присоединятся власти Австралии. Мы нуждаемся во влиянии страны, заведомо не завязанной в инциденте», - отметил он. В понедельник министр иностранных дел Австралии Джулия Бишоп заявила, что государство поддержит независимое расследование и «всеми силами постарается обеспечить создание механизма, который позволит привлечь к ответственности виновных в этом злодеянии».

У Кремля нет информации о том, что жалоба родственников пассажиров MH17 коммуницирована ЕСПЧ, а, следовательно, иском в юридическом смысле этого слова она не является. «Иск становится иском в тот момент, когда он принимается к рассмотрению судом, когда аппарат суда соответствующим образом информирует сторону или страну, в отношении которой он предъявлен, - сказал пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. - Подобных действий пока не принималось, а суд в первую очередь принимает решение, будет ли он вообще рассматривать это обращение или не будет, или оно не имеет каких-либо перспектив».

"Пока ни то, ни другое не делалось, пока ни о каком иске де-юре, соответственно, речи не идет", - заключил Песков.

Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 г. в Донбассе близ поселка Грабово на территории, контролируемой повстанцами юго-востока Украины. На борту находились 298 человек, включая 28 граждан Австралии. Все они погибли. Совет безопасности Нидерландов установил, что самолет сбит ракетой российского производства. Относительно типа ракеты и места запуска позиции расходятся.